Использование головоломки «Танграм» в работе с детьми дошкольного возраста. |
Математика детям | |||
Автор: Фаритова Рамиля Салиховна | |||
09.12.2024 03:45 | |||
Использование головоломки «Танграм» в работе с детьми дошкольного возраста. «Танграм» в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Этой игре более трех тысяч лет, и пришла она к нам из Китая. Легенда гласит, что у немолодого китайского императора родился наследник и император призвал к себе трех мудрецов математика, философа, художника. И повелел им придумать игру, забавляясь с которой его сын постиг бы начало математики, научился бы смотреть на окружающий мир глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых. Так и появилась эта игра танграм. Танграм-это геометрическая головоломка, состоящая из семи танов – геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей – два больших треугольника, два маленьких треугольника, маленький квадрат и четырехугольник.
Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать следующие условия:
В работе с дошкольниками данную игру можно применять как в образовательной деятельности по ФЭМП, так и в индивидуальной или самостоятельной работе. Для начала нужно познакомить ребенка с этой головоломкой, дать ему ее рассмотреть, потрогать. При первоначальном знакомстве можно заинтересовать ребенка, используя элемент сказки о том, как появились эти фигуры. К примеру, «В большом красивом замке жила принцесса. Все дни напролет она глядела в свое волшебное зеркало и грустила. А грустила она от того, что ей нечем было заняться. Однажды ее волшебное зеркальце упало и разбилось на семь частей, которые превратились в хрусталики разной формы, величины и цвета. Принцесса хотела было собрать все хрусталики и склеить их, но каждый раз у нее получалась какая- то новая фигура. Это занятие увлекло и заинтересовало принцессу. И с тех пор она не грустит, а увлеченно собирает разнообразные фигуры». На первоначальном этапе работы с танграмом дети закрепляют знания о цвете (можно предложить детям цветной танграм и взять все цвета спектра, размере, форме. Рассматривая и трогая фигуры, ребенок может почувствовать и увидеть, что у некоторых из них есть углы, стороны, одна сторона может быть длиннее, а другая короче, у одной фигуры больше углов, а у другой меньше, фигуры отличаются по цвету, размеру, форме. Далее нужно научить ребенка составлять простейшие фигуры из двух- четырех частей танграма. Например, предложить составить елочку, домик, грибок, большой квадрат и т. д. Если это дети младшего дошкольного возраста и они затрудняются, то целесообразно показать картинки с предложенными предметами и поинтересоваться, на какую фигуру похожа та или иная часть предмета из картинки. Таким образом, дети получают первоначальные представления об этой игре. Основное освоение игры танграм состоит из четырех этапов, начиная от простого к более сложному. Первый этап- это составление фигур методом наложения на схему танграма. Ребенку предлагается наложить на схему все фигуры танграма, для него это будет достаточно сложным, так как ребенку придется сопоставить размер, форму, цвет. На этом этапе размер фигур на схеме должен соответствовать размеру фигур танграма. Когда ребенок выложил соответствующую фигуру, нужно обязательно поговорить с ним о том, что у него получилось (животное, птица или предмет). Таким образом, мы интегрируем образовательные области. Достаточно дать ребенку три, четыре таких задания и если он легко с ними справляется переходить к более сложным. Второй этап- это составление фигур танграма по образцу. На данном этапе ребенку дается образец и он должен выложить фигуру, но уже рядом с заданной. При этом размер фигур на карточке может не соответствовать реальным размерам головоломки. Предлагаем выполнить несколько подобных заданий. Как только ребенок будет легко справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу. Третий этап – это составление фигур по контурному изображению. Детям предлагают сложить фигуру по ее контуру. Это задание подходит для детей подготовительных групп. Сначала предлагаем детям схему, но на ней нет очертаний всех фигур танграма, а только ее контур. Ребенок, накладывая на схему различные фигурки, сопоставляет размер, форму, подбирает, чтобы прийти к правильному результату. Четвертый этап – это составление фигур по собственному замыслу. На этом этапе ребенок сам придумывает фигуру для составления, можно вместе придумать сказку и выложить героев с помощью головоломки. С помощью танграма можно закреплять написания букв и цифр. Танграмы можно использовать при сочинении сказок, где все предметы собраны из танграмов, также можно делать оригинальные украшения, собирать танграмную мебель. В результате упражнений и заданий дети учатся анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для детей игра «Танграм» еще и пальчиковый тренажер, что не мало важно для подготовки к школе и формирует усидчивость у ребенка. Танграм легок в изготовлении, поэтому его можно смастерить самостоятельно с детьми. Для того, чтобы изготовить танграм необходимо:
-аккуратно вырезать ножницами каждую часть головоломки. Позвольте своему ребенку «заразиться» спортивным азартом головоломки, который предполагает настоящий вызов своим интеллектуальным возможностям! Почувствовав его хотя бы раз, юный исследователь окружающего мира уже не сможет остановиться, ведь мозговое усилие в поиске нестандартного решения станет для него истинным удовольствием и действенным мотивом к дальнейшему саморазвитию.
|