«Формирование алгоритмических умений с детьми младшей группы через дидактические игры по ФЭМП» |
Математика детям | |||
Автор: Сустатова Анна Ивановна | |||
18.12.2024 10:41 | |||
«Формирование алгоритмических умений с детьми младшей группы через дидактические игры по ФЭМП» Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм – это набор простых инструкций объясняющих, как выполнить задачу. Алгоритмикой занимались такие ученые как Л.В. Воронина, А.А. Столяр, Е.А. Утюмова, они позволили уточнить понятие алгоритмических умений – это умения планировать свои действия, работать по правилу, образцу для получения результата. Перед собой поставила цель – это формирование алгоритмических умений с детьми через дидактические игры по ФЭМП. Ведущая педагогическая идея — систематическое использование дидактических игр в образовательном процессе, способствуют формированию алгоритмических умений у детей младшей группы.
В начале всей работы, я провела мониторинг, который показал, что составлять линейный алгоритм может 1 ребенок, а действовать по правилам взрослого или образцу могут 3 ребенка. Я начала изготавливать дидактические игры по ФЭМП, что позволило сформировать развивающую предметно – пространственную среду. Первая игра, которая появилась с напольным игровым полем. Поле разбито на квадраты. В верхних трех квадратах выложены карточки с цифрами 1,2, 3. В остальных квадратах разложены карточки с изображением предметов к этим цифрам. Ребенку предлагается выложить стрелочки от цифры к предметам и пройдя по квадратам собрать для каждой цифры свои карточки. В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию умений строить алгоритм, использовала игры-упражнения на выстраивание последовательности событий. Далее на занятиях по ФЭМП дети знакомились с линейными алгоритмами:
Далее у нас появились настольные дидактические игры, где ребенок, выкладывая стрелочки шагал по игровому полю с помощью фишки «Волчка» Дидактическая игра «Найди груз для машины». Выкладывается линейный алгоритм движения по полю, чтобы для каждой машины оказался правильно подобранный груз по длине. Дидактическая игра «Найди для мамы малыша» Выкладывается линейный алгоритм движения по полю, чтобы у каждой мамы оказались ее малыши. Дидактическая игра «Подбери для домиков мебель нужной ширины» Выкладывается линейный алгоритм движения по полю, чтобы для каждого домика была правильно подобранная по ширине мебель. Дидактическая игра «Собери маленькие и большие игрушки для кукол» Выкладывается линейный алгоритм движения по полю, чтобы у каждой куклы оказались правильно подобранные игрушки по размеру Дидактическая игра «Соотнеси количество овощей с цифрой» Выкладывается линейный алгоритм движения по полю, чтобы для каждой цифры были правильно подобранные по количеству овощи. На круглом столе, я познакомила родителей с алгоритмикой и рассказала, как с ребятами мы ей занимаемся. Прошел у нас в группе мастер – класс: «Научу играть в игру», где ребята учили своих мам играть в алгоритмические игру. Родители заинтересовались алгоритмическими играми и стали закреплять полученные умения дома, изготавливая свои авторские игры. В конце года, я снова провела мониторинг, который показал, что составлять линейный алгоритм научились 20 человек, а действовать по правилам взрослого или образцу научились23человека. Для родителей, я разработала следующие консультации: - Консультация для родителей: «Формирование алгоритмических умений у детей раннего возраста» - Консультация для родителей: «Игры по ФЭМП для развития алгоритмических умений» - Консультация для родителей: «Использование игровых приемов по ФЭМП во второй младшей группе» В результат моей работы показал, что:
- пополнилась предметно-пространственная среда дидактическими играми. Использованная литература:
|