Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект авторской работы ООД по ФЭМП в подготовительной группе по финансовой грамоте «Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и профессией — банкир»
Математика детям
Автор: Хвостова Светлана Николаевна   
23.09.2025 22:14

Конспект авторской работы ООД по ФЭМП в подготовительной группе по финансовой грамоте «Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и профессией — банкир»Конспект авторской работы ООД по ФЭМП в подготовительной группе по финансовой грамоте «Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и профессией — банкир»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Города Ульяновска детский сад №171 «Изюминка»

Ульяновская область, город Ульяновск, улица Шигаева зд. 19 В (корпус 2);

Составила: воспитатель Хвостова С. Н. Город Ульяновск — 2025г.

Формирование элементарных математических представлений

Конспект НОД по финансовой грамотности: «Знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и профессией — банкир»

Цель: формировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, познакомить детей с монетами достоинством 1, 2, 5 и 10 рублейи профессией банкира.

 

Задачи:

  • формировать представление о деньгах и о профессии банкира и особенностями его работы, правильном отношении к деньгам как к предмету жизненной необходимости.
  • закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, уточнить представление о монетах достоинством 1,2, 5, 10 рублей, их наборе и размене;
  • развивать практические навыки управления личным денежным потоком.
  • вызвать интерес к деятельности экономического характера, к теме денег, воспитывать бережное отношение к деньгам (как разумно их использовать);
  • закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10, формировать у ребят знания о номинале монет, умение компоновать монеты так, чтобы получить определённую сумму;
  • способствовать развитию любознательности, логического мышления;
  • развивать инициативу, организаторские способности детей.
  • продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • воспитывать умение действовать в команде;
  • познакомить с основными правилами общения с деньгами.

Материалы и оборудование:

Товар (например, овощи показать), плакат с номиналом денег и плакат с правилами общения с деньгами, бумажные кошельки с набором монет номинала 1, 2, 5, 10 рублей, звездочки, шоколадные монеты, копилка, коврограф Воскобовича и к нему дидактический материал для воспитателя, дидактический материал для игры: «Живая неделя» + музыкальное сопровождение, мяч.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята, мы рады встретить у себя гостей, давайте поприветствуем их.

А о чем мы сегодня с вами будем говорить отгадайте загадку:

В кошелёк мы их кладем,

С ними на базар идем.

На них я куртку папе Карло куплю

Поэтому их каждый день я коплю (деньги) ответы детей.

- Правильно, в загадке речь идет о деньгах.

Воспитатель:

-Давайте вспомним с вами:

-Что такое деньги? (Деньги – это всеобщее платежное средство. Это мера стоимости товара или услуги)

-Какие деньги были раньше? (давно, в доисторические времена денег у людей еще не было. Они обменивались разными вещами. Например: зерно меняли на орудие труда, домашних животных — на оружие, шкуры на украшения. Это называлось натуральным обменом. Постепенно вещей появлялось все больше. Люди начали путаться, как не прогадать при обмене, что бы было и честно и выгодно. И тогда люди стали использовать для обмена только самые ценные предметы: зерно, соль, меха. И только потом люди изобрели первые деньги, с помощью которых проще было покупать все необходимое. Сначала появились монеты, позже бумажные деньги, а уже потом электронные деньги)

-Какие деньги у нас в России?

-Зачем нам вообще нужны деньги? (Ответы детей — Чтобы вырасти богатым, следует с самого детства прилежно учиться, быть упорным и трудолюбивым, проявлять смекалку и предприимчивость. Деньги и уважение не приходят сами по себе их надо честно заработать.

Для этого надо учиться.

- Что можно сделать с деньгами? (Копить, тратить, менять, вкладывать.)

- Можно ли обойтись без денег? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие виды денег бывают?

Дети: Бумажные (купюры) и металлические (монеты).

Воспитатель: Обратите внимание, на всех деньгах, монетах и купюрах есть рисунки, портреты и обязательно цифры. Как думаете, зачем они нужны? — Что изображено на монетах?

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? На что указывает герб на монете?

Дети: На страну выпустившую монету.

Воспитатель: А как называют монеты в нашей стране?

Дети: Копейки и рубли.

Воспитатель: А как вы думаете, на что указывает цифра на монете? (цифры на деньгах означают – это их номинал, достоинство. Если сложить все цифры можно сосчитать, сколько у тебя денег.

Дети: На достоинство монеты.

Дети рассматривают монеты и называют их достоинства (на плакате)

Воспитатель: Ребята, а для чего нужны деньги?

Дети: — Чтобы делать покупки в магазинах (обращаемся к плакату – правила общения с деньгами)

Воспитатель: -Ребята, но не все можно купить, надо помнить Что главные ценности — жизнь, отношения, радость близких людей — за деньги не купишь.

А доброту, честность, порядочность, дружбу — можно купить? (ответы детей)

Воспитатель: — Конечно нужно помнить – в первую очередь нужно удовлетворять жизненно важные потребности (лекарства, основные продукты питания, оплата обучения и т.д.) ………… Деньги нужно копить и разумно тратить

И невозможно иметь все, что хочешь.

- Ребята, деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Люди зарабатывают деньги и заработок зависит от вида деятельности.

Нужно бережно относиться к деньгам, потому что потраченные средства уже не вернешь, а деньги нужно заработать трудом.

Например, мы приходим в магазин и видим цену товара, цена — это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине — это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги — это посредник.

Воспитатель: — А теперь, ребята, мы с вами продолжим наше занятие, но сначала отдохнем.

Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись. (идут за столы)

И за столы все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Воспитатель: — Мы с вами оказались в школе банкиров.

Игра «Школа банкиров»

Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, закреплять знания названия дней недели. Заложить основу для обучения считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги, сначала зарабатываем — потом тратим.

Воспитатель: — Мы с вами оказались в школе банкиров. Давайте с вами сядем прямо, спинки прямые, руки перед собой.

- Ребята, а кто знает, кто это банкир, чем он занимается? (Ответы детей)

Воспитатель: Банкир – это служащий банка (дом, где хранятся деньги. В банке можно хранить деньги, можно брать деньги в долг, если тебе нужно что-нибудь купить). Это работник, который в основном работает с клиентами, обслуживает, консультирует по различным вопросам, помогает выбрать банковскую услугу.

Банкир – интересная профессия. Он должен быть ответственным, внимательным, целеустремленным, инициативным, собранным, дисциплинированным, бережливым, стремящимся зарабатывать деньги, а не тратить их.

-А чтобы стать работником банка (банкиром) нужно хорошо учиться) Давайте и мы с вами тоже поучимся. Сегодня мы с вами будем играть в школу банкиров

Воспитатель: Отгадайте загадку:

В этой сумочке живет Звонкая монета.

Как для денег домик звать — Жду от вас ответа.

(Кошелек-ответы детей)

-Правильно, у вас на столе кошелек, доставайте из него монеты, разложите их на столе.

Воспитатель: — Ребята, у вас на столе лежат деньги, вам необходимо посчитать, сколько у вас денег. (Дети выполняют задание).

Максим: У меня десять рублей.

Вика: Я насчитала девять рублей.

Алеша: У меня семь рублей.

Воспитатель: — Мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, знаками. У нас лежат несколько монет разного достоинства: 1, 2, 5, 10 рублей.

-Монеты какого достоинства у вас на столе лежат?

- Какая из монет большего достоинства, какая — меньшего, и почему?

- Сколько монет всего у вас? Покажите монету самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали?

-Монеты, какого достоинства у вас нет? (только рубли, копеек нет -1, 10, 50 копеек)

(выслушиваю ответы детей)

Первое задание:

- Банкиры знают, что деньги любят счет. Давайте и мы с вами поучимся быстро и внимательно считать деньги. Я буду спрашивать несколько детей, а остальные молча хлопают один раз в ладоши, если ребенок ответил правильно, а если нет, то один раз топнем.

-Какие монеты можно сложить, чтоб получить:

10 (5+2+2+1) и 5+5,

5 (2+2+1),

- От какой монеты и сколько нужно вычесть, чтоб получить:

5 (10-5)

- Монеты какого достоинства взять, чтобы отнимая друг от дуга, получился ноль?

5-2-2-1 (0)

Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (2+2 или 1+ 1+1+1), остальные уберите в кошелек.

Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной монетой, а несколькими (2+2+1) или (2+1+1+1)

Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными монетами (2+1)

Пятое задание: — А теперь, давайте решим задачу, чтобы закрепить наши знания.

Мяч стоит 10 рублей. Для его покупки мне необходима монета достоинством 10 рублей, но этой монеты у меня нет. Я возьму монету достоинством 5 рублей и монету достоинством 2+2+1 рубль. Если все монеты сложить вместе, то получится необходимая сумма – 10 рублей.

10 (5+2+2+1) и 5+5,

Проверяем ответы детей.

Воспитатель: — Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем (воскресенье)

Воспитатель: — Какие выходные дни вы знаете?

- Давайте вспомним из скольких дней состоит неделя, как называются дни недели и поиграем:

Воспитатель: — Давайте мы с вами поиграем и вспомним все дни недели, выходите на ковер

Игра «Живая неделя»

Цель: закрепить умение называть дни недели по порядку.

Ход игры:

дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Воспитатель: — Я буду спрашивать несколько детей, а остальные молча хлопают один раз в ладоши, если ребенок ответил правильно, а если нет, то один раз топнем.

Воспитатель: — Молодцы! Вы хорошо справились с этой игрой.

  • *****************************************************************

Воспитатель:

- Сейчас мы еще поиграем с вами (это на случай, если останется время)

Игра с мячом «Что дороже, что дешевле»

Что дороже:

- если хлеб стоит 8 рублей, а булочка 6 рублей?

- если конфета стоит 3 руб., а печенье 2 рубля?

- если сахар стоит 7 руб., а соль 1 рубль?

-карандаши стоят 5 руб, а линейка 3руб?

-торт стоит 10 руб., а пирожное 7 руб?

Что дешевле:

Альбом стоит 2 руб., а тетрадь 1 рубль?

Краски стоят 4 рубля, а карандаши 2 рубля?

Картофель стоит 6 рублей, а лук 4 рубля?

Ручка стоит 7 руб., а кисточка 5 руб.

«Дополни».

Монета круглая, а банкнота…

Банкнота бумажная, а монета…

Монета звенит, а банкнота…

Монета металлическая, а банкнота…

  • ***************************************************************************************

Рефлексия.

Воспитатель:

-Что мы делали сегодня?

- Ребята, а теперь давайте вспомним: как называются деньги нашей страны?

Дети: Рубли и копейки.

Воспитатель: — Что обозначает герб на монете?

Дети: Страна, в которой создана монета.

Воспитатель: — Что обозначают цифры на монете?

Дети: Достоинства монеты.

Воспитатель:

- Чем занимаются банкиры? Что можно купить на деньги?

Что не купишь за деньги? (Доброту, честность, порядочность, дружбу, жизнь, отношения, радость близких людей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я вами сегодня очень довольна. Вы на все вопросы ответили верно. Спасибо вам.

Воспитатель:

- Ребята, а теперь оцените свою работу, возьмите по звездочке, если вы считаете, что справились с заданиями на занятие, вы ее честно заработали.

(если кто – то не взял, спросить, где он не уверен, что не справился)

- Нашу заработанную звездочку, я предлагаю замени на шоколадный рубль!!!! (звездочку в копилку)

Воспитатель: — Молодцы, вы хорошо справились с этой игрой.

- Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать после похода в магазин, после пользования деньгами?

Дети: — Обязательно надо помыть руки с мылом.

Воспитатель: — Вот и мы с вами давайте сейчас пойдём и помоем руки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год