«Сказки – шумелки», как форма музыкально-ритмической игры |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Мелентьева Римма Ивановна | |||
14.02.2024 19:01 | |||
«Сказки – шумелки», как форма музыкально-ритмической игры Автор: Мелентьева Римма Ивановна, музыкальный руководитель Для ребёнка с нарушением речи звуки являются отличным средством для развития слухового восприятия, что немало важно в развитии речи ребёнка. Музыкальные инструменты всегда притягивали внимание детей, поэтому вовлечь ребёнка в игру с шумами и звуками педагогу не сложно. Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Сказки-шумелки позволяют развивать речевую и познавательную активность дошкольников одновременно. В такой сказке текст составляется так, что после одной — двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Дети импровизируют с шумовыми инструментами, имитируя звуки, издаваемые в природе и жизни человека. Инструменты для сказок-шумелок можно изготовить из бросового материала, можно использовать доступные детские музыкальные инструменты для оркестра.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Особый интерес сказки-шумелки представляют для детей с нарушениями речи, так как развивают мелкую моторику, память, речь, помогает стать смелее. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса. Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициатив. Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место. Предлагаю вашему вниманию сказку «Зима в лесу» «ЗИМА В ЛЕСУ» 1. Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. ТРЕЩОТКА 2. Белочки прыгали по веткам, собирая орешки. ЛОЖКИ 3. И вот с неба стали падать снежинки. МЕТАЛЛОФОН 4. Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок. ТРЕУГОЛЬНИК 5. Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы. ШУРШАТЬ БУМАГОЙ 6. У всех было много еды. Белки грызли орешки, МЕТАЛЛОФОН 7. Мышки грызли зёрнышки РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / 8. В лесу шумел холодный зимний ветер. ДУТЬ 9. Но белочкам было тепло в гнёздах ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ 10. И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. ПИЩАТЬ Литература:
|