Мастер-класс «Диатонические колокольчики: методика исполнения по цветным партитурам» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Музафина Элиза Альбертовна | |||
18.12.2024 12:43 | |||
Мастер-класс «Диатонические колокольчики: методика исполнения по цветным партитурам» Цель: Познакомить педагогов с методикой обучения детей на диатонических колокольчиках с использованием цветной грамоты. Задачи: 1. Дать понятие о цветной грамоте. 2. Познакомить с диатоническими колокольчиками. 3. Научить методам и приемам игры на диатонических колокольчиках, используя цветные партитуры А знаете ли вы что такое ноты? А сможете ли вы сыграть мелодию самой простой и знакомой песни по нотам? Возможно, взрослые и справятся с этой задачей. А как же дети? Им очень сложно запомнить ноты, расположенные на нотном стане, понять разнообразие длительности нот. А музицировать и играть они хотят здесь и сейчас. А теперь непосредственно определим с помощью каких музыкальных инструментов мы можем читать партитуры? (металлофон, колокольчик). Самыми яркими и притягательными являются диатонические колокольчики.
Почему нужно играть на диатонических колокольчиках? Диатонические колокольчики формируют у детей навыки вербального и невербального общения, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Что же означает цветовая гамма колокольчиков?.... Каждая нота имеет свое звучание, от ноты До 1 октавы, до ноты До 2й октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цвета нот диатонических колокольчиков обозначают: Красный цвет – нота до 1октавы, Оранжевый цвет – нота ре, Желтый цвет – нота ми, Зеленый цвет – нота фа, Голубой цвет – нота соль, Синий цвет – нота ля, Фиолетовый цвет – нота си, Белый цвет – нота до 2й октавы. Можно увидеть, что цвета колокольчиков полностью повторяют цвета радуги. Мы все помним считалочку, с помощью которой дети с удовольствием запоминают цвета радуги: Также на каждой ручке колокольчика изображено буквенное обозначение нот Главная задача педагога на занятиях заключается в том, что он выступает в роли дирижера! Как же использовать диатонические колокольчики в своей работе? Для этого понадобиться большая предварительная работа педагога. - В первую очередь педагог должен выбрать композицию, которую в дальнейшем буду исполнять дети. Композиция должна быть не сложной и легкой в исполнении. - Затем педагог должен разработать не сложную партитуру, по которой будут играть в дальнейшем дети самостоятельно. Если ребята впервые знакомятся с колокольчиками, необходимо обязательно провести ознакомительное занятие – на котором ребята смогут рассмотреть колокольчики, потрогать их, позвонить ими. Обязательно нужно объяснить, как правильно их держать. Рассказать, что у каждого колокольчика есть своя песенка и он её поет. Например: красный колокольчик поет свою песенку, когда я показываю красную карточку, оранжевый поет – когда показываю оранжевую и т.д. Таким образом можно поиграть с детьми, чтобы каждый ребенок смог лучше ориентироваться по показу педагога. Если ребята, уже знакомы с колокольчиками, можно приступать к следующему этапу — это ознакомление с композицией. - Для начала, нужно настроить детей на прослушивание музыки, дать послушать ребятам ее, проанализировать ее вместе с детьми, определить характер, поделиться эмоциями и впечатлениями от композиции. И только после этого начинается разучивание игры на колокольчиках. - На следующем этапе к нам на помощь придет цветовая партитура. Цветовая партитура – это доступный способ знакомства детей с миром музыки. Цветовые партитуры предназначены для музыкальных занятий с группой детей 8 человек, именно для этого количества человек нужен будет 1 комплект колокольчиков. Если у вас 2 комплекта колокольчиков – можно использовать большее количество детей для исполнения пьесы, или же ребенок играет на 2х колокольчиках в каждой руке. Для использования нам понадобятся партитуры, в которых будут изображены не простые черные и неинтересные для детей закарлючки, а цветные ноты. Партитуры можно изготовить самыми разными способами:
- партитуры сделанные в ручную с использованием ватмана, цветной бумаги, картона, самоклейки и других подручных материалов (такие партитуры можно изготовить привлекая к работе детей, что доставит еще больше радости и ярких впечатлений для ребят). Разновидностей партитур на самом деле огромное количество и можно использовать какой-то свой уникальный способ, главное, чтобы цвета нот совпадали с цветами колокольчиков. В своей работе я использую цветные карточки, которые полностью отражают цветовую палитру колокольчиков (показ карточек). Их очень легко изготовить своими руками и они просты в работе – достаточно показать ребенку карточку с определенным цветом – ребенок быстро ориентируется по цвету и с легкостью находит нужный колокольчик. Чем мне нравится такой способ в работе – мне не нужно создавать отдельную партитуру под каждую композицию или упражнение, которые я буду разучивать с детьми. Я могу использовать такой комплект карточек в простых упражнениях, при разучивании песенок, и при игре композиций. Один комплект — для всей работы. Это очень удобно! Приступая к работе детей с диатоническими колокольчиками, главная задача состоит в том, чтобы научить правильно играть на них. Исходная позиция – дети берут колокольчик правой рукой, держат за ручку прямо перед собой, язычком вниз, обязательно ребенок должен держать колокольчик за ручку, потому, что если ребенок держит правильно – колокольчик будет звучать, ну а если держать за металлическую часть — звука не будет. (показать наглядно) Продолжаем – ребенок держит колокольчик прям перед собой. Я показываю карточку совпадающую с цветом колокольчика и ребенок играет до тех пор, пока я не опускаю карточку вниз. С помощью диатонических колокольчиков дети лучше интонируют, появляется интерес к изучению нотной грамоты, выступают с интересом на досугах и праздниках. На занятиях царит атмосфера дружелюбия, увлечённости и вдохновения. Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят становится одним из любимых дел на музыкальном занятии. А сейчас, я хотела бы вместе с вами окунуться в мир музыки и почувствовать себя настоящими артистами. Итак, я приглашаю 8 добровольцев из зала. Встаньте, чтобы вас было видно, возьмите правильно колокольчики – правой рукой за ручку, язычком вверх. Представьте, что я ваш дирижер, а вы мой оркестр. Я вам все буду показывать. Давайте для начала попробуем позвонить ими – потренируемся немного. Я показываю вам цветную карточку и чей цвет колокольчика совпадает с ее цветом, тот и играет до тех пор, пока я не опущу вниз. Сейчас попробуем -голубой, желтый, красный цвет. Молодцы, у вас все хорошо получается! А теперь попробуем исполнить музыкальную композицию. Внимание на экран! Игра на колокольчиках В заключении хотелось бы сказать: пользуйтесь этими замечательными инструментами, разрабатывайте свои партитуры. Можно использовать диатонические колокольчики с другими музыкальными инструментами, как часть оркестра. Все зависит от вашего творчества и фантазии. Умелое и грамотное использование диатонических колокольчиках приведет к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей. Автор: Музафина Элиза Альбертовна Музыкальный руководитель МОАУ СОШ с. Ташкиново
|