«Знакомство с домом – музеем Есенина С. А.» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Семенова Ирина Николаевна | |||
09.10.2025 07:42 | |||
Интегрированный литературно — музыкальный вечер на основе поэзии С. Есенина с показом презентации о доме-музее в селе Конставнтиново. Участники: дети-дошкольники, выпускники детского сада прошлых лет, родители, учителя средней школы, администрация поселка. Звучит музыка Б.Тихонова «Деревенская кадриль». В зал входят дети, гости. Ведущий: Добрый день. Сегодня у нас необычный праздничный вечер. Он будет необычным потому, что в нем примут участие не только дети-дошкольники, но и ученики школы разных классов, которые малышами воспитывались в нашем детском саду. К нам в гости пришли взрослые, очень занятые на работе люди. Мы благодарны вам.
Мы вспомним талантливого поэта рязанской земли Сергея Александровича Есенина. В октябре этого года исполняется 130 лет со дня рождения поэта. А начнет наш праздничный вечер ученик 10 класса Карпушин Александр. Школьник: Здравствуйте, добрый день! Я сегодня буду вашим экскурсоводом. Мне очень хочется рассказать вам, дети, о Рязанском крае и о небольшом селе Константиново. Рязань – старинный город. Ему исполнилось уже 930 лет. (СЛАЙДЫ). Красивым и нарядным выглядел город в дни празднования юбилея. Веселые, шумные гулянья радовали рязанцев и гостей Рязани. Концерты взрослых и детей проходили на открытых летних площадках; устраивался праздник воздушных шаров, выступали парашютисты-спортсмены; на главных площадях города показывали свои представления артисты в народных и театральных костюмах. А вы знаете, какие умельцы живут в Рязанском крае? Посмотрите на изделия рязанских мастеров: вот это полотенце с рязанской вышивкой, вот это — михайловское кружево. А эти кувшины, вазы, скульптуры изготовлены в городе Скопине, недалеко от города Рязани. Это- скопинская керамика. (Столы с изделиями стоят на переднем плане зала перед зрителями.) И все это делают своими руками рязанцы! Поэт С. Есенин писал так: «Как прекрасна земля и на ней человек!». Дети, приглашаю вас совершить экскурсию на родину Сергея Александровича Есенина. (СЛАЙД) Село Константиново привольно раскинулось по правому высокому берегу реки Оки. Поэт любил свое село и посвящал ему стихи. Синее небо, цветные луга, Тихо степные бегут берега. Тянется дым, у малиновых сел Свадьба ворон облегла частокол. Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив. Грезит над озером рыжий овес, Пахнет ромашкой и медом от ос. Сестра Сергея Есенина – Александра – рассказывала так: «Это было тихое, чистое, утопающее в садах село!». Если плыть в Константиново по реке, то можно увидеть низкие заливные луга с луговыми озерами, с перелесками, а у самого горизонта – дымку лесов Мещеры. (СЛАЙДЫ О СЕЛЕ КОНСТАНТИНОВО.) Послушаем стихотворение С. Есенина «Ночь» Ребенок: Усталый день склонился к ночи, Затихла шумная волна, Погасло солнце, и над миром Плывет задумчиво луна. Долина тихая внимает Журчанью мирного ручья. И темный лес, склоняясь, дремлет Под звуки песни соловья. Внимая песням, с берегами, Ласкаясь, шепчется река. И тихо слышится над нею Веселый шелест тростника. Экскурсовод: Наша экскурсия продолжается. Мы видим дом С. Есенина. (СЛАЙД). Есенин любил свое село, свой дом, тосковал вдали от Родины о своем родном крае. Есть такие стихи Сергея Александровича: Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном… Поэт так писал о своем доме: «Это была простая деревенская изба». (СЛАЙДЫ) А что же внутри дома? Вот печь, стол, на нем – самовар, на стене висят часы-ходики. В красном, переднем углу — икона. А вот кровать, покрытая лоскутным одеялом. На стене мы видим пальто – шушун. Такой же шушун носила мать поэта. Про шушун Есенин писал в стихотворении, обращаясь к матери: «Не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне». Вот старый бабушкин сундук. На полу деревенские половики… Маленький Серёжа Есенин рос и воспитывался в доме своего дедушки Федора Андреевича Титова. Позже Есенин писал: «Дедушка был удивительный человек. Он имел прекрасную память и знал множество народных песен. Дедушка пел песни старые, такие тягучие, заунывные». Песни слышались днем на лугах, на поле и огородах, в кузнице, а вечером они пелись на молодежных гуляньях. Давайте и мы посмотрим красивый танец, похожий на кружево, в исполнении девочек подготовительной к школе группы под протяжную песню. Танец «Край ты мой любимый» (девочки подготовительной группы). Экскурсовод: В долгие зимние вечера бабушка Наталья Евтеевна рассказывала сказки, пела песни, духовные стихи. Очень любила внука и заботилась о нем. У Сергея Есенина есть стихотворение с названием «Бабушкины сказки». Ребенок читает стихотворение: В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет. Сказки все. Пора в постели… Но, а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, - Говори, да говори. Экскурсовод: Сергей Есенин рос шумным, озорным мальчиком, любил играть в подвижные игры: бабки, лапту, городки. А вы любите играть в подвижные игры? Есть русская народная игра «Горшки». А как в нее играть – нам покажут дети подготовительной группы. Игра «Колышки» (подгруппа детей, 6 лет) Экскурсовод: Особенно любил Есенин бывать в лугах во время сенокоса. В это время все село перебиралось за Оку, жили там дружной семьей в шалашах, косили траву. Хорошо работали, а во время отдыха пели веселые песни, задорные частушки. У Сергея Есенина есть такое стихотворение: Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гул комаров. А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров. Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей, Ой, ты Русь моя, милая Родина, Сладкий отдых в шелку купырей. Ребята, а вы знаете, что такое «тальянка»? Сейчас вы увидите «тальянку» и послушаете песню. Девочка, ученица седьмого класса, с бабушкой исполняют веселую песню под аккомпанемент бабушки на гармошке. Девочка — школьница восьмого класса, в народном костюме читает стихотворение С.А. Есенина: А у наших у ворот Пляшет девок карагод. Ой, купало, ой, купало, Пляшет девок карагод. Кому горе, кому грех, А нам радость, а нам смех. Ой, купало, ой, купало, А нам радость, а нам смех. Трио девочек, учащихся восьмого класса, исполняют фольклорную песню «Пучёчики» (СЛАЙД. Церковь в селе Константиново) Экскурсовод. В селе Константиново есть церковь. Вы видите ее на экране. А вот теперь посмотрите на этот стол. Здесь макет нового храма, сделанный руками молодых «архитекторов» из группы детского сада. Им пока пять лет, но со временем мастера подрастут и постройки станут грандиозными. Осенью в крупных селах устраивались ярмарки. Люди из соседних деревень привозили на ярмарку продавать излишки своего урожая; мастера торговали своими поделками: корзинами, глиняными горшками, посудой, деревянными изделиями: ложками, рубелями да скалками, резными досками да расписными блюдами. Ходили коробейники–торговцы, да зазывали народ: «Булавки, заколки, ленты разноцветные, пряники медовые, леденцы грошовые. Свистульки для мальчиков, куклы тряпичные для девочек…». Ой, а не таких ли кукол делают своими руками дети подготовительной группы вместе со своим воспитателем? Дети старшей группы показывают тряпичных кукол; На ярмарках проходили концерты и соревнования, представления артистов цирка и выступления силачей (Подборка СЛАЙДОВ) На ярмарке звучали песни веселые, задорные и протяжные, например, о родном крае, о природе. Давайте сейчас все вместе споем песню на стихи самого Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Исполнение песни «Отговорила роща золотая» на стихи С.Есенина. Экскурсовод: На этом мой небольшой рассказ о поэте Сергее Есенине закончен. Спасибо за внимание. Ведущий: Спасибо, Саша, за интересный рассказ о знаменитом доме – музее великого поэта, нашего земляка, Сергея Александровича Есенина. А еще я благодарю всех участников этого праздничного вечера за ваш талант и трудолюбие. Чтобы успешно выступить на концерте, надо много потрудиться: разучивать и повторять, закреплять и совершенствовать. Ведущий называет имя каждого участника и просит выйти на сцену под аплодисменты гостей. Мы благодарим детей, прочитавших стихи Сергея Есенина (имена); Благодарим воспитателя и детей, изготовивших из маленьких тканевых лоскутиков кукол (имена детей). Посмотрите на аппликацию «Белая береза», выполненную детьми шести лет (имена.) Это особый талант у юных художников. Рассмотрите рисунки школьников четвертого класса, наших бывших воспитанников (имена). Эти рисунки украсили наш вечер. Мы любовались яркими музыкальными способностями танцоров – шестилеток (имена) и девочек восьмого класса (имена), также наших бывших воспитанниц. Мы восхищаемся артистизмом ученицы седьмого класса (имя) и ее бабушки, медсестры высшей категории больницы города Рязани (имя, отчество). Они постоянные участницы программы «Играй, гармонь» в городе Рязань. Мы благодарим ученика десятого класса (имя) за постоянную помощь в проведении утренников вместе с воспитателями. Все эти десять лет он незабываемо ярко исполнял самые разные роли. Мы благодарим и за сегодняшнюю роль экскурсовода. Это особый дар Божий – талант. Но без труда и постоянной работы — ничего бы не получилось! Мы благодарим педагогов, рассмотревших способности в детях. Мы благодарим родителей, внимательных и заботящихся о будущем своих детей.
|