Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование современных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников из опыта работы»
Нравственное воспитание
Автор: Курлаева Е.А. Заводовская О. В. Гончарова Е. С.   
21.08.2023 14:30

«Использование современных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников из опыта работы»«Использование современных технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников из опыта работы»

  • Курлаева Е.А.
  • Заводовская О. В.
  • Гончарова Е. С.

МДОУ «Детский сад №23 с. Таврово», воспитатели

Возвращаясь кистории нашего государства, мы по-новому начинаем относиться к нашим традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Актуальность формирования духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста заключается в противостоянии внутреннего мира ребенка и следовании общепринятым нормам и правилам поведения, а также в отсутствии навыков рефлексии своих поступков и действий.

Активизация врожденных интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств личности, нравственной самоактуализации, а также использование педагогических методов и приемов стимулирования усилий личности в принятии и осознании духовно-нравственных представлений и ценностей, способствуют решению вышеобозначенных проблем. Развитие детей в современных условиях диктуют применение и использование в работе педагога инновационных методов духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственноговыбора. Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть.

 

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию современных детей мы используем следующие инновационных технологий: технологии критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.

Технологии критического мышления ( «Кластер»).

Критическое мышление — это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это мышление оценочное, рефлексивное, что и отличает критическое мышление от мышления творческого, которое не предусматривает оценку, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мы используем инновационную технологию критического мышления— «Кластер».

«Кластер»

Кластер — это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. «Кластер» используем на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия, так как не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем иллюстрированные или смешанные кластеры.

Для заполнения кластера и легкости запоминания мы использовали картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме. В совместной деятельности с детьми составляем кластеры на любую из тем направлений нравственного развития детей: «Семья», «Мои добрые поступки», «Родина», «Детский сад», «Дружба», «Белгородчина», «Таврово», «Никольское», «Пасха», «Масленица», «Храм», «Помощь», «День Победы», «Мамин день», «Планета» и др.

Ценность этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТв дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения, а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей. Мероприятия с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей, развивают духовную направленность.

Социальные видеоролики.

Мы с воспитанниками и родителями нашей группы активно участвуем в создании видеороликов социальной направленности и участвуем с ними в конкурсах. Ребята и родители подходят творчески и ответственно к созданию видеороликов: тщательно подбирают материал, делают работу на высоком уровне. За период чуть более годанами было создано 4 социальных ролика: «Помните, что вас дома кто-то ждет!» — лауреат «Конкурса блогеров «Знай и соблюдай правила дорожного движения, «Берегите воду!» — победитель Межмуниципального конкурса методических разработок «Технопарк методических идей» (2021 год). С социальными роликами: «Безопасный дом» и «Семейные ценности: забота и любовь о старшем поколении!» мы в данный момент участвуем в Региональном заочном конкурсе профессионального мастерства «Технопарк методических идей». Такие видеоролики важны для дошкольников потому, что они позволяют за маленький отрезок времени донести информацию для дошкольников, так как несут образный тип информации, хорошо понятный ребенку, который пока еще не умеет выявлять причинно-следственные связи. Картинка, звук и движение хорошо привлекают внимание детей. В роликах речь действует в единстве с изображением, поясняя происходящее на экране, в тоже время несет и дополнительную информацию, расширяя словарный запас. Таким образом создаваемые совместно социальные ролики позволяют приобщать воспитанников к общепринятым нормам и правилам, воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, государству.

Тематические акции.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Основными целями проведения акций является: формирование системы педагогического взаимодействия детского сада и семей воспитанников в интересах развития личности ребёнка.

Мы с нашими воспитанниками и родителями постоянно участвуем в тематических и благотворительных акциях, а также в акциях посвященным государственным праздникам, например: «Протяни руку лапам», «Белый цветок», «Сдай макулатуру -спаси дерево», «Зажги синим», «Зарядка с папой», «Моя мама лучше всех», «Бессмертный полк», «Флаг нашей Родины» и др.

Большое значение в духовно-нравственном воспитании воспитанников нашей группы имеют еженедельные акции, проводимые в социальной сети нашего детского сада ВКонтакте: «Тур выходного дня» и «Добрая суббота». В социальной сети наши родители делятся фотографиями и видео, как они совместно проводят время, путешествуют, посещают интересные места, выставки, музеи, заповедники, зоопарки, отдыхают на природе, ходят в лес, кинотеатры, театры и многое другое. Особое значение имеет как наши воспитанники помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам. Мы гордимся ими, так как несмотря на юный возраст они с легкостью могут помочь приготовить обед, сделать уборку, собрать урожай и посидеть с младшими братиками и сестричками, очень много добрых дел удается нашим ребятам!

Цикл видеозанятий «Скучно дома не бывает!».

В связи с тем, что все чаще намприходится работать с детьми в дистанционной форме, а также для взаимодействоватьс семьями воспитанников, которые по каким-то причинам не могут посещать детский сад нами был разработан цикл видеозанятий: «Скучно дома не бывает!». Это целая серия видеороликов, охватывающая все области образовательной деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, а также консультирование родителей по интересующим их вопросам.

Видеозанятие представляет собой небольшой видеоролик (3-5 минут), просматривая который ребенок совместно с родителем может нарисовать рисунок, сделать аппликацию, слепить поделку или пластилиновую картину, посмотреть театрализованную сказку, узнать что-то полезное из детской энциклопедии, разучить пальчиковую гимнастику, попрыгать на физминутке, выучить стихотворение, посмотреть занимательные опыты, вспомнить ПДД и безопасное поведение дома. Преимущество такой формы занятий в том, что мы их размещаем в мессенджере группы, а также на странице воспитателя ВКонтакте, при желании к этому занятию можно вернуться в любое время, повторить его не раз. Также большое значение для нас, воспитателей, это- обратная связь. Ребята с родителями выполняют задание и делятся своими успехами в мессенджере группы, таким образом мы устраиваем виртуальные выставки работ!

Таким образом, использование инновационных образовательных технологий в духовно — нравственном воспитании дошкольников закладывает основы будущего успешного обучения наших ребят, развивает важнейшие процессы, такие как, внимание, память, воображение, творческие способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004.
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
  3. Клустер Д. Что такое критическое мышление. —М.: ЦГЛ, 2005.
  4. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие. – СПб: ИРО “Смена”, 2004.
  5. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год