Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Благотворительные акции как продуктивные организационно-педагогические формы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание
Автор: Ильина Олеся Сергеевна   
12.12.2023 09:00

Благотворительные акции как продуктивные организационно-педагогические формы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.Благотворительные акции как продуктивные организационно-педагогические формы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ильина Олеся Сергеевна, педагог дополнительного образования по основам православной культуры МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №54» г. Курска

Давая характеристику дошкольному возрасту, Д.Б. Эльконин выделяет "стремление ребёнка к самостоятельности", которое реализуется в идеальной форме совместной со взрослыми жизни — ролевой игре [1, с. 51. ]. Таким образом, игра выступает как ведущая форма реализации и развития субъектности ребёнка-дошкольника, как ведущая деятельность. Игру дополняют общение и продуктивная деятельность в разных ее видах, которые также выделяются в качестве характерных и существенных для дошкольного возраста [2].

Близкий взгляд на данный период детства представлен и в периодизации развития, предложенной В.И. Слободчиковым и Г.А. Цукерман [3]. В ней субъектность задана как основной вектор развития человека, а ребёнок-дошкольник характеризуется интенцией (коммуникативным намерением) к освоению "собственной отдельности и единичной самости" в рамках сложившейся общности со взрослыми при активном и самостоятельном поддержании этой общности.

 

Важно так же отметить концепцию Э.Эриксона [4], который характеризует данный период детства становлением у ребенка инициативности, а также процессами "подтверждения" на новом жизненном материале психологических завоеваний предыдущих возрастов — базисного доверия и самостоятельности. Причем успешное протекание этих процессов "второго плана" задаёт благоприятный психологический фон жизнедеятельности ребенка и выступает существенным условием нормального разрешения главной возрастной задачи.

Важным средством решения этих задач в современном детском саду может стать духовно-нравственное воспитание в детском саду, которое должно быть направлено на развитие личностных качеств дошкольников, таких как: 1) когнитивные показатели, получаемые из внешнего мира; 2) эмоционально-волевая регуляция (желания), характеристики внутреннего мира; 3) деятельностные показатели (внешние характеристики).

В деле духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников очень важен поиск их наиболее результативных форм и методов, каковыми являются благотворительные акции.

Благотворительность на Руси появилась с принятием христианства. Киевский князь Владимир личным примером заложил основу благотворительности в стране на многие века. Он постановил отдавать десятую часть доходов на содержание храмов, монастырей и больниц.

Оказание помощи неимущим было продолжено представителями династии Романовых. Императрица Александра Фёдоровна (святая страстотерпица) известна как главная устроительница благотворительного базара в России, получившего название «День Белого Цветка». Впервые этот День был проведён в 1911 году для оказания помощи в лечении бедных туберкулёзных больных.

Елена Васильева в поэме «Русская Голгофа» пишет:

Дух праздности, безделья был в столице -

О, как беспечно, праздно можно жить?!!

Не по сердцу тот дух Императрице, -

Всегда спешила бедным послужить!

Из личных денег — сколько помогала!

Бюджета не хватало на весь год!

Приюты, лазареты содержала,

И с нуждами к Ней шел и шел народ.

Устраивала бедным мастерские,

И строила больницы для детей,

И слезы отирала в скорбь людские,

И утешала вдов и матерей.

Всех красотой душевной поражала,

Чем силы зла невольно раздражала [5; С. 24. ]

В настоящее время в России, при попечении президента РФ В. В. Путина, развёрнута целая система волонтёрской и благотворительной работы.

И благотворительная деятельность в последнее время органично вошла в систему не только общего, но и дошкольного образования.

В данной статье нами приведён опыт определения показателей духовно-нравственного развития детей-дошкольников при организации и проведении социально-благотворительных акций в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Детский сад комбинированного вида №54» г. Курска.

Темы благотворительных акций фиксируются в годовом плане работы дошкольной организации на учебный год с опорой на Федеральный закон от 11. 08. 1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" [6].

В "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [7] признаётся право родителей участвовать в выборе форм, методов и содержания образования. Также утверждается право работников детских садов на профессиональное самоопределение и творческий поиск.

В организации воспитательно-образовательного процесса не допустима жёсткая регламентации в пользу определения общих принципов реализации антропологического и аксиологического подходов: организации режима, построения развивающей среды и взаимодействия взрослых с ребенком. В программе духовно-нравственного воспитания определены базовые культурные содержания. Поэтому методисты и воспитатели свободны в своем педагогическом творчестве и индивидуальном подходе.

Благотворительная работа выполняет функции сохранения и передачи культурных традиций общества, способствует активному духовно-нравственному развитию личности ребёнка дошкольного возраста, её гуманизации в процессе осуществления конкретного дела.

Эта акция представляет собой процесс взаимодействия всех её участников с главной целью – оказание помощи на бескорыстной основе всем нуждающимся.

Активными участниками акций являются воспитанники, родители и педагогический коллектив детского сада. Естественно, проведение акции оказывает влияние на всех причастных к благотворительному делу, формируя их личностные качества: общительность, открытость (доверие к людям); любовь к близким; бережное отношение к людям; доброжелательность; любовь к труду, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда; трудолюбие; чувства привязанности и благодарности, послушание и правдивость; ответственность за слово и дело перед людьми (честь).

Взаимодействие с семьями воспитанников создаёт условия для развития компетентности в вопросе регулирования взаимоотношений внутри каждой семьи.

Социальными партнёрами нашего детского сада выступают:

  • пункт временного размещения беженцев из ДНР и ЛНР на базе СОК «Олимпиец»
  • Курская региональная благотворительная общественная организация помощи бездомным животным (координатор – Халявина Алёна Александровна)
  • волонтёрский благотворительный проект «Важные мелочи» (руководитель – Ветрова Ольга Сергеевна).

Благотворительные акции в детском саду направлены на формирование представлений:

  • об отечественном культурном наследии, которые представляют собою знания основ духовно-нравственной культуры; знания о природе родного края
  • о традиционных народных и православных праздниках
  • о родном доме, о своей семье, ее традициях и труде, о близких, родных, детском саде и его жителях, городе/селе, горожанах/селянах; о культурном наследии; о природе)
  • о нравственных нормах поведения и отношений
  • об эмоциональных состояниях, чувствах и желаниях других людей (близких, сверстников, меньших и старых)
  • о проявлениях своих эмоций, желаний, поступков и своего поведения
  • о приёмах самоанализа, самооценки и саморегуляции.

Организация совместной деятельности в рамках благотворительной акции важна для открытия мира духовно-нравственной культуры: приобщение к благодатной таинственной жизни Церкви. В ребёнке открываются высокие чувства: внимательность, душевная чуткость, чувствительность, милосердие. Родители своим примером способствуют укреплению таких качеств личности, как активность, самостоятельность, жизнерадостность, терпеливость.

В нашем детском саду действуют следующие благотворительные акции: «Детский сад – детям из ДНР и ЛНР»; «Хвост трубой»; «Важные мелочи».

Работа по проведению благотворительных акций включает три этапа:

  1. Подготовительный этап – определение темы акции, разработка и утверждение положения о проведении выставки совместного творчества для детей, родителей и педагогов детского сада, приём выставочных работ и организация выставки в помещении детского сада, открытие выставки, награждение всех участников в дошкольном учреждении, подготовка транспорта и участников для передачи собранных выставочных образцов и сладких подарков (с обязательным сертификатом соответствия каждый).
  2. Основной этап – транспортировка участников выставки с подарками, встреча и обмен приветствиями с воспитанниками школы-интерната, совместные игры в актовом зале, чтение стихотворений, экскурсия по территории школы-интерната, вручение привезённых подарков участниками акции.
  3. Итоговый этап – составление отчёта по проделанной работе, транслирование опыта в сети Интернет (на странице детского сада в социальной сети и на сайте дошкольной организации).

Проанализировав подготовительную работу к акции «Хвост трубой» и изучив результаты анкетирования участников благого дела, можно говорить о развитии эмоциональных качеств личности, которые характерны для данной формы духовно-нравственного воспитания.

Так, духовно-практические показатели: проявление высших (религиозных) чувств у ребёнка-дошкольника любви к Богу и вера в Его реальность, чувство красоты и мудрости созданного им мира – являются внешними характеристиками, тогда как чувство собственного достоинства (честность, самостоятельность и ответственность перед Богом – совесть), совестливость отражают внутренний эмоциональный мир ребёнка.

С точки зрения социо-культурных показателей, заботливое и бережное отношение к рукотворному, растительному и животному миру проявляется у детей дошкольного возраста в отношении к окружающему миру как великому творению Господа.

Благотворительная акция «Важные мелочи» проводится в нашем детском саду с 2020 года. Семьи наших воспитанников приняли активное участие в сборе пластиковых крышечек для реабилитации детей с ОВЗ в Курской области.

На организационном этапе мы определили основные мотивационные показатели духовно-нравственного развития детей-дошкольников.

Духовно-практические показатели включают: стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;

стремление подражать земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы как образцам; принятие Заповедей Божьих как универсальных нравственных законов в жизни каждого человека; стремление к послушанию и скромности.

Социо-культурные показатели включают: приобщение к традициям православной духовной культуры и традиционному нравственному укладу жизни; желание трудиться на благо своего народа; стремление участвовать в общих делах.

Социальные показатели включают: интерес, привязанность и потребность в общении; внимание к сверстникам и окружающим людям; стремление подражать старшим во взаимоотношениях с людьми; желание помогать близким; признание важности соблюдения духовных и нравственных правил общения и поведения; потребность в общении со взрослыми, общительность и умение считаться с интересами других.

Психо-физиологические показатели включают: внимание и наблюдательность; открытость к окружающему миру, доверие.

И здесь следует описать более подробно деятельностные показатели духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, которые включают формирование рассуждения и самоанализа; включённость в духовную жизнь.

Социо-культурные показатели включают: включенность в народную культуру; труд на общее благо; проявление трудолюбия; проявление ответственности; празднование в семье традиционных праздников; освоение детьми правил доброй, совестливой жизни; соблюдение моральных норм и правил: внимание, доверие, сочувствие, уважение и послушание, помощь родителям и другим людям; навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, сорадования и адекватному проявлению этих чувств; владение навыками общения со сверстниками и взрослыми; умение считаться с интересами других людей; проявление сочувствия, взаимопомощи и милосердия; навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.

Психо-физиологические показатели включают: проявление терпеливости и организованности; навыки усидчивости и аккуратности в работе; умение доводить начатое дело до конца.

Таким образом, участие детей дошкольного возраста в благотворительных акциях детского сада – это полноценный процесс приобщения к основам духовно-нравственной культуры в дошкольной образовательной организации. Привлечение родителей воспитанников к благому делу воссоздаёт начало соборности и способствует преодолению социального отчуждения в обществе. Заинтересованность педагогов в проведении благотворительных акций и их желание продолжать эту работу с социальными партнёрами организации, даёт уверенность в том, что это столь необходимая для духовно-нравственного развития детей работа будет продолжена.

Список источников и литературы

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. – 554 с.
  2. Эльконин Д.Б. К проблемам возрастной динамики психического развития детей // О диагностике психического развития личности [Текст]: Сборник / Редколлегия: В. И. Лубовский [и др. ]; О-во психологов СССР. Ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. Науч. -исслед. ин-т педагогики ЭССР. -.- Таллин, 1974. – 144 с.
  3. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996, № 5. – с. 38-51.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996. – 589 с.
  5. Васильева Е.В. Русская Голгофа [Текст]: исторические поэмы / Елена Васильева. — Санкт-Петербург, 2012. – 103 с.
  6. Федеральный закон от 11. 08. 1995 N 135-ФЗ (ред. от 08. 12. 2020) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009. – 26 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год