Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Благотворительные акции как продуктивные организационно-педагогические формы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание
Автор: Ильина Олеся Сергеевна   
12.12.2023 09:00

Благотворительные акции как продуктивные организационно-педагогические формы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.Благотворительные акции как продуктивные организационно-педагогические формы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ильина Олеся Сергеевна, педагог дополнительного образования по основам православной культуры МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №54» г. Курска

Давая характеристику дошкольному возрасту, Д.Б. Эльконин выделяет "стремление ребёнка к самостоятельности", которое реализуется в идеальной форме совместной со взрослыми жизни — ролевой игре [1, с. 51. ]. Таким образом, игра выступает как ведущая форма реализации и развития субъектности ребёнка-дошкольника, как ведущая деятельность. Игру дополняют общение и продуктивная деятельность в разных ее видах, которые также выделяются в качестве характерных и существенных для дошкольного возраста [2].

Близкий взгляд на данный период детства представлен и в периодизации развития, предложенной В.И. Слободчиковым и Г.А. Цукерман [3]. В ней субъектность задана как основной вектор развития человека, а ребёнок-дошкольник характеризуется интенцией (коммуникативным намерением) к освоению "собственной отдельности и единичной самости" в рамках сложившейся общности со взрослыми при активном и самостоятельном поддержании этой общности.

 

Важно так же отметить концепцию Э.Эриксона [4], который характеризует данный период детства становлением у ребенка инициативности, а также процессами "подтверждения" на новом жизненном материале психологических завоеваний предыдущих возрастов — базисного доверия и самостоятельности. Причем успешное протекание этих процессов "второго плана" задаёт благоприятный психологический фон жизнедеятельности ребенка и выступает существенным условием нормального разрешения главной возрастной задачи.

Важным средством решения этих задач в современном детском саду может стать духовно-нравственное воспитание в детском саду, которое должно быть направлено на развитие личностных качеств дошкольников, таких как: 1) когнитивные показатели, получаемые из внешнего мира; 2) эмоционально-волевая регуляция (желания), характеристики внутреннего мира; 3) деятельностные показатели (внешние характеристики).

В деле духовно-нравственного воспитания детей-дошкольников очень важен поиск их наиболее результативных форм и методов, каковыми являются благотворительные акции.

Благотворительность на Руси появилась с принятием христианства. Киевский князь Владимир личным примером заложил основу благотворительности в стране на многие века. Он постановил отдавать десятую часть доходов на содержание храмов, монастырей и больниц.

Оказание помощи неимущим было продолжено представителями династии Романовых. Императрица Александра Фёдоровна (святая страстотерпица) известна как главная устроительница благотворительного базара в России, получившего название «День Белого Цветка». Впервые этот День был проведён в 1911 году для оказания помощи в лечении бедных туберкулёзных больных.

Елена Васильева в поэме «Русская Голгофа» пишет:

Дух праздности, безделья был в столице -

О, как беспечно, праздно можно жить?!!

Не по сердцу тот дух Императрице, -

Всегда спешила бедным послужить!

Из личных денег — сколько помогала!

Бюджета не хватало на весь год!

Приюты, лазареты содержала,

И с нуждами к Ней шел и шел народ.

Устраивала бедным мастерские,

И строила больницы для детей,

И слезы отирала в скорбь людские,

И утешала вдов и матерей.

Всех красотой душевной поражала,

Чем силы зла невольно раздражала [5; С. 24. ]

В настоящее время в России, при попечении президента РФ В. В. Путина, развёрнута целая система волонтёрской и благотворительной работы.

И благотворительная деятельность в последнее время органично вошла в систему не только общего, но и дошкольного образования.

В данной статье нами приведён опыт определения показателей духовно-нравственного развития детей-дошкольников при организации и проведении социально-благотворительных акций в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Детский сад комбинированного вида №54» г. Курска.

Темы благотворительных акций фиксируются в годовом плане работы дошкольной организации на учебный год с опорой на Федеральный закон от 11. 08. 1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" [6].

В "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [7] признаётся право родителей участвовать в выборе форм, методов и содержания образования. Также утверждается право работников детских садов на профессиональное самоопределение и творческий поиск.

В организации воспитательно-образовательного процесса не допустима жёсткая регламентации в пользу определения общих принципов реализации антропологического и аксиологического подходов: организации режима, построения развивающей среды и взаимодействия взрослых с ребенком. В программе духовно-нравственного воспитания определены базовые культурные содержания. Поэтому методисты и воспитатели свободны в своем педагогическом творчестве и индивидуальном подходе.

Благотворительная работа выполняет функции сохранения и передачи культурных традиций общества, способствует активному духовно-нравственному развитию личности ребёнка дошкольного возраста, её гуманизации в процессе осуществления конкретного дела.

Эта акция представляет собой процесс взаимодействия всех её участников с главной целью – оказание помощи на бескорыстной основе всем нуждающимся.

Активными участниками акций являются воспитанники, родители и педагогический коллектив детского сада. Естественно, проведение акции оказывает влияние на всех причастных к благотворительному делу, формируя их личностные качества: общительность, открытость (доверие к людям); любовь к близким; бережное отношение к людям; доброжелательность; любовь к труду, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда; трудолюбие; чувства привязанности и благодарности, послушание и правдивость; ответственность за слово и дело перед людьми (честь).

Взаимодействие с семьями воспитанников создаёт условия для развития компетентности в вопросе регулирования взаимоотношений внутри каждой семьи.

Социальными партнёрами нашего детского сада выступают:

  • пункт временного размещения беженцев из ДНР и ЛНР на базе СОК «Олимпиец»
  • Курская региональная благотворительная общественная организация помощи бездомным животным (координатор – Халявина Алёна Александровна)
  • волонтёрский благотворительный проект «Важные мелочи» (руководитель – Ветрова Ольга Сергеевна).

Благотворительные акции в детском саду направлены на формирование представлений:

  • об отечественном культурном наследии, которые представляют собою знания основ духовно-нравственной культуры; знания о природе родного края
  • о традиционных народных и православных праздниках
  • о родном доме, о своей семье, ее традициях и труде, о близких, родных, детском саде и его жителях, городе/селе, горожанах/селянах; о культурном наследии; о природе)
  • о нравственных нормах поведения и отношений
  • об эмоциональных состояниях, чувствах и желаниях других людей (близких, сверстников, меньших и старых)
  • о проявлениях своих эмоций, желаний, поступков и своего поведения
  • о приёмах самоанализа, самооценки и саморегуляции.

Организация совместной деятельности в рамках благотворительной акции важна для открытия мира духовно-нравственной культуры: приобщение к благодатной таинственной жизни Церкви. В ребёнке открываются высокие чувства: внимательность, душевная чуткость, чувствительность, милосердие. Родители своим примером способствуют укреплению таких качеств личности, как активность, самостоятельность, жизнерадостность, терпеливость.

В нашем детском саду действуют следующие благотворительные акции: «Детский сад – детям из ДНР и ЛНР»; «Хвост трубой»; «Важные мелочи».

Работа по проведению благотворительных акций включает три этапа:

  1. Подготовительный этап – определение темы акции, разработка и утверждение положения о проведении выставки совместного творчества для детей, родителей и педагогов детского сада, приём выставочных работ и организация выставки в помещении детского сада, открытие выставки, награждение всех участников в дошкольном учреждении, подготовка транспорта и участников для передачи собранных выставочных образцов и сладких подарков (с обязательным сертификатом соответствия каждый).
  2. Основной этап – транспортировка участников выставки с подарками, встреча и обмен приветствиями с воспитанниками школы-интерната, совместные игры в актовом зале, чтение стихотворений, экскурсия по территории школы-интерната, вручение привезённых подарков участниками акции.
  3. Итоговый этап – составление отчёта по проделанной работе, транслирование опыта в сети Интернет (на странице детского сада в социальной сети и на сайте дошкольной организации).

Проанализировав подготовительную работу к акции «Хвост трубой» и изучив результаты анкетирования участников благого дела, можно говорить о развитии эмоциональных качеств личности, которые характерны для данной формы духовно-нравственного воспитания.

Так, духовно-практические показатели: проявление высших (религиозных) чувств у ребёнка-дошкольника любви к Богу и вера в Его реальность, чувство красоты и мудрости созданного им мира – являются внешними характеристиками, тогда как чувство собственного достоинства (честность, самостоятельность и ответственность перед Богом – совесть), совестливость отражают внутренний эмоциональный мир ребёнка.

С точки зрения социо-культурных показателей, заботливое и бережное отношение к рукотворному, растительному и животному миру проявляется у детей дошкольного возраста в отношении к окружающему миру как великому творению Господа.

Благотворительная акция «Важные мелочи» проводится в нашем детском саду с 2020 года. Семьи наших воспитанников приняли активное участие в сборе пластиковых крышечек для реабилитации детей с ОВЗ в Курской области.

На организационном этапе мы определили основные мотивационные показатели духовно-нравственного развития детей-дошкольников.

Духовно-практические показатели включают: стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;

стремление подражать земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы как образцам; принятие Заповедей Божьих как универсальных нравственных законов в жизни каждого человека; стремление к послушанию и скромности.

Социо-культурные показатели включают: приобщение к традициям православной духовной культуры и традиционному нравственному укладу жизни; желание трудиться на благо своего народа; стремление участвовать в общих делах.

Социальные показатели включают: интерес, привязанность и потребность в общении; внимание к сверстникам и окружающим людям; стремление подражать старшим во взаимоотношениях с людьми; желание помогать близким; признание важности соблюдения духовных и нравственных правил общения и поведения; потребность в общении со взрослыми, общительность и умение считаться с интересами других.

Психо-физиологические показатели включают: внимание и наблюдательность; открытость к окружающему миру, доверие.

И здесь следует описать более подробно деятельностные показатели духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, которые включают формирование рассуждения и самоанализа; включённость в духовную жизнь.

Социо-культурные показатели включают: включенность в народную культуру; труд на общее благо; проявление трудолюбия; проявление ответственности; празднование в семье традиционных праздников; освоение детьми правил доброй, совестливой жизни; соблюдение моральных норм и правил: внимание, доверие, сочувствие, уважение и послушание, помощь родителям и другим людям; навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, сорадования и адекватному проявлению этих чувств; владение навыками общения со сверстниками и взрослыми; умение считаться с интересами других людей; проявление сочувствия, взаимопомощи и милосердия; навыки трудолюбия, привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени.

Психо-физиологические показатели включают: проявление терпеливости и организованности; навыки усидчивости и аккуратности в работе; умение доводить начатое дело до конца.

Таким образом, участие детей дошкольного возраста в благотворительных акциях детского сада – это полноценный процесс приобщения к основам духовно-нравственной культуры в дошкольной образовательной организации. Привлечение родителей воспитанников к благому делу воссоздаёт начало соборности и способствует преодолению социального отчуждения в обществе. Заинтересованность педагогов в проведении благотворительных акций и их желание продолжать эту работу с социальными партнёрами организации, даёт уверенность в том, что это столь необходимая для духовно-нравственного развития детей работа будет продолжена.

Список источников и литературы

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. – 554 с.
  2. Эльконин Д.Б. К проблемам возрастной динамики психического развития детей // О диагностике психического развития личности [Текст]: Сборник / Редколлегия: В. И. Лубовский [и др. ]; О-во психологов СССР. Ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. Науч. -исслед. ин-т педагогики ЭССР. -.- Таллин, 1974. – 144 с.
  3. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996, № 5. – с. 38-51.
  4. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996. – 589 с.
  5. Васильева Е.В. Русская Голгофа [Текст]: исторические поэмы / Елена Васильева. — Санкт-Петербург, 2012. – 103 с.
  6. Федеральный закон от 11. 08. 1995 N 135-ФЗ (ред. от 08. 12. 2020) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009. – 26 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год