Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»
Познание
Автор: Майорова Ольга Владимировна   
27.05.2020 11:18

Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»

по разделу «Познаем мир, в котором мы живем».

Воспитатель О.В. Майорова, высшая кв. категория.

Программное содержание:

  • познакомить детей со свойствами пластмассы и сравнить их со свойствами стекла
  • упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства
  • закреплять умение детей группировать предметы по общим признакам
  • продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов
  • продолжать учить детей самостоятельно проводить опыты.

Оборудование:

 

Демонстрационный материал: предметы из различного материала: стекло, дерево, кожа, мех, поролон, металл, магнит, резина, песок, камень; весы; стеклянный и пластмассовый стакан; вода; целлофановый пакет; 2 горшка с землей, проращенные семена тыквы.

Раздаточный материал: карандаши; линейки; стеклянные пузырьки; пластмассовые шарики; альбомный лист, расчерченный на сектора.

Предварительная работа:

Знакомство детей:

  • со свойствами ткани; бумаги, металла, стекла
  • с альбомом «Методы исследования»
  • с условными обозначениями различных свойств материала
  • с игрой «Превратись в жидкое, твердое или газообразное состояние».

Вводная часть.

Дети сидят за столами.

- Ребята, посмотрите, какие разные предметы окружают нас в этой комнате и все они изготовлены из различного материала.

Воспитатель предлагает рассмотреть групповую комнату, назвать предмет и материал из чего он сделан.

(Например, окно – из стекла и дерева, стены — из кирпича, обои на стенах — из бумаги, одежда — из ткани, ножки у столов – из металла, игрушки – из дерева, резины и пластмассы.)

Основная часть.

- Сегодня я хочу вас познакомить с удивительным материалом – ПЛАСТМАССОЙ. Мы прочитаем о ней в книге, проведем опыты, зададим вопросы специалисту, узнаем о ее свойствах, а так же где и как человек применяет пластмассу в быту. А все, что вы узнаете о пластмассе на занятии, будете отмечать у себя на листах бумаги с помощью пиктограмм.

Воспитатель предлагает рассмотреть альбом «Методы исследования».

- Я открываю наш альбом – подсказку и что мы видим?

Воспитатель показывает детям страницу с изображение метода «Подумать» (изображение мальчика).

- Мальчик нам предлагает подумать.

- Ребята, вы уже знаете о том, что все материалы можно разделить на 2 большие группы. Назовите их. (Ответы детей)

- Материалы, которые создала природа – естественные, и материалы, которые создал человек — искусственные.

Воспитатель предлагает рассмотреть предметы, разложенные на столе.

- Перед вами предметы из разного материала. Подумайте и разложите их на две группы.

(натуральные: солома, дерево, кожа, мех, камень, глина, песок; искусственные: стекло, резина, металл, магнит, поролон, синтетическая ткань).

Воспитатель показывает предмет из пластмассы.

- Ребята, подумайте и скажите, к какой группе вы бы отнесли предметы из пластмассы? (Ответы детей).

- Правильно, это искусственный материал, пластмассу изобрели ученые — химики.

Воспитатель показывает детям вторую страницу альбома с изображением метода «Прочитать в книге» (изображен мальчик с книгой).

- А мы открываем вторую страничку нашего альбома и видим: «Прочитайте в книге»

Воспитатель читает текст о пластмассе из методического пособия к «Программе предшкольного образования»: «Удивительные превращения. Детям о секретах вещества» (стр. 56)

Воспитатель демонстрирует мелкие частицы пластмассы и металлическую форму.

- Посмотрите, ребята, вот такие мелкие частицы пластмассы – заготовки, расплавляют и затем заливают в различные формы, которые необходимо приобрести пластмассе – так получается любой предмет из пластмассы. При расплавлении пластмассы выделяются вредные пары, поэтому в домашних условиях заниматься плавкой пластмассы запрещено и опасно – можно получить отравление организма.

Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Опыты» (изображение мальчика с колбой)

- Итак, третья страница нашего альбома – очень интересная и увлекательная – опыты. Настало время опытов и экспериментов.

На столах у детей разложено все необходимое для проведения следующих опытов.

- Ребята я вам предлагаю провести опыты с пластмассой.

После каждого опыта воспитатель предлагает зафиксировать результат — зарисовать пиктограмму у себя на листе бумаги.

1-й опыт:

Для первого опыта вам потребуется пластмассовая линейка и стеклянный пузырек. Возьмите пластмассовую линейку, слегка перегните ее пополам, а затем отпустите. Затем попробуйте тоже проделать со стеклянным пузырьком.

Дети проделывают все действия.

- Линейка приняла первоначальную форму. Какой можно сделать вывод, что пластмасса (Ответы детей)

- Можно сделать вывод – пластмасса мягкий и упругий материал.

- Вы смогли перегнуть стеклянный пузырек (Ответы детей)

- Какой можно сделать вывод, что стекло (Ответы детей)

- Можем сказать, что стекло – твердый материал, а пластмасса мягкий.

2-й опыт:

- Второй опыт тоже достаточно прост. Зажмите в кулачок одной руки стеклянный предмет, а в другой пластмассовый.

Дети проделывают все действия

- Что вы ощущаете? Какой предмет холодит руку? (Ответы детей)

- Что можно сказать о свойствах этих материалов? Стекло, какое? (холодное), а пластмасса? (теплая)

3-й опыт:

-Положите на одну руку пластмассовый предмет, а на другую стеклянный — взвесьте их. О каком свойстве предметов мы можем сказать сейчас? (тяжесть)

- Что, по вашему мнению, тяжелее? (стекло тяжелее)

- Чтобы научно доказать этот факт, взвесим пластмассовый и стеклянные предметы на весах.

Воспитатель приглашает ребенка для проведения опыта по взвешиванию предметов.

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (стекло тяжелее, чем пластмасса)

4-й опыт:

- У меня на столе стеклянный и пластмассовый стаканы. Что произойдет, если их уронить на пол? (стеклянный стакан разобьется)

- Какой вывод можно сделать? (Стекло бьющееся, непрочное, хрупкое)

- Что произойдет с пластмассовым предметом, если его уронить на пол? (Ответы детей).

Воспитатель роняет пластмассовый стакан на пол.

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (Стекло бьющееся, непрочное, хрупкое, а пластмасса – прочная, небьющаяся)

- Как вы думаете, какую посуду лучше взять в поход и почему? (Ответы детей)

5-й опыт:

Для проведения следующего опыта воспитатель предлагает подойти 2 ребят к ней.

- Ребята, но у стекла и пластмассы есть и одинаковые свойства, какие вы сейчас определите из следующего опыта.

Воспитатель предлагает детям налить воду в предложенные стаканы – пластмассовый и стеклянный.

- Посмотрите ребята, протекают ли стаканы? (Ответы детей)

- Значит, какое общее свойство у стекла и пластмассы? (Они не пропускают воду — водонепроницаемые).

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю рассмотреть зарисованные вами пиктограммы по опытам, и вспомнить о каких же свойствах стекла и пластмассы мы узнали. Дети просматривают пиктограммы и перечисляют свойства пластмассы и стекла. Воспитатель делает вывод по проведенным опытам и ответам детей.

  • Пластмасса — мягкая, упругая, теплая, легкая, прочная

- Стекло – твердое, холодное, тяжелое, хрупкое.

- Оба материала водонепроницаемы.

Воспитатель предлагает всем детям выйти в центр группы и поиграть.

Игра: «Превратись в жидкое, твердое или газообразное состояние».

- Я вам называю разные предметы, а вы с помощью движений и перемещений по группе показываете, в каком состоянии они находятся. Например:

твердое – дети стоят плотно друг к другу (ложка, стол, часы, книга)

жидкое – выстраиваются в цепь (молоко, сок, дождь, река)

газообразное – разлетаются, кружатся (пар, воздух, кислород)

Дети возвращаются за столы.

- Возвращаемся к нашему альбому и следующая страница «Спросим у специалиста».

Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Спросим у специалиста» (изображение мальчика в мантии).

- Сегодня на занятие я пригласила нашего эколога, чтобы вы получили ответы на интересующие вас вопросы о пластмассе. (Дети задают вопросы экологу)

Например:

- Что произойдет с предметом из пластмассы, если его закопать в землю?

- Из любой ли пластмассовой посуды можно есть?

Специалист отвечает на все заданные детьми вопросы.

- Пролистнем еще одну страничку альбома-подсказки — «Наблюдение».

Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Наблюдении» (изображение мальчика с лупой)

- Для наблюдения я приготовила два горшка с землей и проросшие семена тыквы.

Воспитатель демонстрирует детям горшки и семена. Затем показывает полиэтиленовый пакет.

- Посмотрите, ребята, что это? (Ответы детей)

- Как вы думаете, из чего он сделан, из какого материала? (Ответы детей)

- Он тоже сделан из пластмассы. Многие люди применяют полиэтилен для устройств теплиц и парников в садах. Как вы думаете, почему в теплицах растения растут быстрее? (Ответы детей).

- Полиэтиленовый пакет прозрачный – пропускает свет, плотный – не пропускает холодный воздух, прочный – поэтому этот материал применяют для покрытия парников и быстрого выращивания растений.

Воспитатель, проговаривая свойства полиэтилена, демонстрирует его преимущества – прозрачность, плотность.

- Чтобы убедится в том, что полиэтилен так необходим людям в сельском хозяйстве, проведем наблюдение: посадим в горшки проросшие семена тыквы. Один горшок накроем полиэтиленовым пакетом, а второй оставим открытым. Поставим на окно. Пройдет время, и мы увидим, помог ли полиэтилен быстрее прорасти семени.

Воспитатель приглашает 2 ребят посадить семена и один из горшков накрыть полиэтиленом.

- Следующая и последняя страничка нашего альбома «Игра».

Воспитатель показывает детям следующую страницу альбома с изображением метода «Игра» (изображение девочки с мячом) и предлагает всем детям подойти к ней.

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру: «Определи на ощупь».

Воспитатель берет коробку с предметами из различно материала.

- У меня в коробке предметы из различного материала, вы должны не глядя, на ощупь определить, что это за материал, и по какому свойству вы определил, что это именно этот материал.

Воспитатель предлагает поиграть каждому ребенку – назвать материал на ощупь.

Заключительная часть.

- Ребята вот и подошло к концу наше исследовательское занятие. Посмотрите, вы заполнили весь свой лист пиктограммами, отмечая каждое свойство пластмассы. Ну а теперь подведем итоги – расскажем все, что вы узнали о пластмассе, и поможет вам ваша схема – подсказка.

Каждый ребенок, рассматривая свою пиктограмму, называет одно из свойств пластмассы.

-На следующих занятиях мы изучим свойства других материалов, сравним их со свойствами пластмассы и определим, почему же человек в настоящее время использует все больше пластмассовых предметов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год