Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы «Экспериментируем и играем на подносе с детьми первой младшей группы»
Познание
Автор: Лобенко Ирина Геннадьевна   
10.04.2021 21:41

Опыт работы «Экспериментируем и играем на подносе с детьми первой младшей группы»Опыт работы «Экспериментируем и играем на подносе с детьми первой младшей группы»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как внешние черты детского поведения. Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их.

В своей работе я применяю доступные материалы для проведения разных экспериментов. Один из них — игры и задания на подносах, которые легко повторить. Использовать для занятий можно любые подносы. Главное – поднос должен быть удобным, чтобы дети могли с легкостью добраться до расположенных на нем предметов.

 

Наблюдение является моей основной педагогической деятельностью и помогает выбрать и предложить ребенку подходящее задание. Можно сделать задания разные по уровню сложности и, в зависимости от степени их выполнения ребенком, определять уровень его развития. Подготовить подносы с индивидуальными заданиями для каждого ребенка или предложить группе детей различные виды развивающих игр, соответствующих их уровню развития и отвечающих их интересам, на нескольких подносах. Все зависит от возраста детей и того, насколько однородна в этом отношении группа, с которой вы работаете. В любом случае подготовленные вами задания облегчат вам решение ежедневных задач, связанных с развитием и обучением детей.

В своей работе использую игры и эксперименты на подносе, которые формируют способность самостоятельного исследования предметов, развивает речевые способности, создает дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований.

Четыре бортика на подносах и элементарные эксперименты задают малышам четкие границы и побуждают их изучить окружающие предметы.

Мы проводим с детьми различные игры:

Рисовые ручейки – малыши очень любят что-нибудь наливать. Но для начала лучше экспериментировать не с жидкостями, а с сыпучим веществом, например рисом. Понадобится два сосуда. В одном – сыпучий материал, второй – пустой. Так же как дети охотно переливают жидкость из одного стакана в другой, так же они увлеченно играют с сыпучими материалами. И при этом нет никакой опасности, что они устроят настоящий потоп.

Крупа в стакане – это задание с целью обучения малыша обращению с жидкостями на порядок сложнее предыдущего. В этом эксперименте ребенок должен решить еще и когнитивную задачу: на подносе стоят кувшин с крупой и два стакана которые надо наполнить. Поэтому ребенок невольно начинает размышлять. Поместится ли содержимое кувшина в один стакан или придется наполнить оба? Надо ли наполнить оба стакана до краев или сначала насыпать крупу в один стакан, а остаток – в другой?

Берем в руки ложку – это задание не требует объяснений: есть наполненная крупой чашка, из которой надо пересыпать содержимое в другую чашку. Дети быстро понимают, что надо сделать. При этом они приобретают те навыки, которые не так интенсивно развиваются во время еды. Кроме того, это задание позволяет ребенку в простой игре совместить два элементарных действия: перенос вещества и наблюдение за его падением в момент пересыпания в другой сосуд.

Три цвета, три предмета – на подносе ребенку предстоит разложить предметы по тарелочкам согласно их цветовому решению.

Сортируем по стаканчикам – это задание интересно с точки зрения развития мелкой моторики, поскольку для сортировки предлагается пинцет. С его помощью ребенок должен аккуратно взять помпон и переложить в стаканчик, стараясь при этом его не уронить.

Кладоискатели – чашка с манной крупой скрывает немало сюрпризов! На этом подносе дети в чашке с крупой могут обнаружить невидимые поначалу «сокровища». А искать их предлагается при помощи ситечка. Сито необходимо погрузить в чашку, затем потрясти, подождать пока манка высыпется, достать оставшиеся в нем предметы и переложить их в другую миску. Чтобы интерес к игре не пропадал, следует время от времени прятать новые «сокровища».

Свет мой, зеркальце, скажи – на этот раз малыши будут искать «сокровища», вооружившись инструментами, оставляющими на песке следы. Речь идет о кисточках и щетках. Результат собственного труда станет для малыша сюрпризом, ведь это будет его собственное отражение в зеркале! Для игры не предлагается никакой емкости и ложки для сбора песка. Поэтому если очищен от крупы один угол зеркальной поверхности, значит другая часть зеркала им закрыта. Другими словами, открываем одно, закрываем другое – два действия в одном.

Оставляем следы – каждый предмет оставляет свой характерный след. Детям это хорошо известно, ведь они часто играют в песочнице. На этом подносе ребенок с помощью различных предметов может сам создавать следы на песке. Очень полезно совместить игру по созданию следов с рисованием.

Волшебный песок – для игры необходим кинетический песок и формочка. Дети очень любят лепить фигурки из песка. А теперь для этого не обязательно выходить на улицу.

Разноцветная вода – эта игра детей завораживает, необходимо подготовить кувшин с водой, гуашь, кисточку. Ребенку предлагается окрасить воду. Одни дети окрашивают воду в один цвет, а другие используют две краски и наблюдают, как краски смешиваются и вода приобретает совсем другой цвет.

Чудесная губка – дети очень любят переливать воду. Из кажущегося «ничего» можно получить нечто особенное. В этом поможет убедиться обыкновенная губка. Ее предлагается использовать в качестве средства для переливания воды из одной миски в другую. Если губку сжать, а потом расправить в воде, то она наберет воду и затем «отдаст» ее. Чудеса, да и только!

Знакомство со свойствами магнита – явление магнетизма малыши воспринимают как волшебство! Для игры на подносе предлагаются магнитный жезл и прозрачные металлические фишки. Ребенок в восторге, чудеса, фишки липнут на жезл и не падают с него.

Если у вас нет магнитного жезла и специальных фишек к нему, не беда. Вместо него можно использовать обычную ложку и разноцветные канцелярские магниты. Данная игра вызовет у малышей массу восторга и положительных эмоций.

Для организации игр-экспериментов вам могут помочь самые обычные материалы и предметы, только их надо правильно скомпоновать и выложить детям для игры на пластиковых или деревянных подносах. Выполняя игровые задания у детей развивается мелкая моторика, глазомер, творческое мышление, дети экспериментируют и открывают для себя окружающий мир. Малыши имеют возможность во время своих экспериментов научиться обращаться со всевозможными неопасными веществами, встречающимися нам в повседневной жизни. И что важно, делают это с удовольствием и интересом.

Таким образом, главное достоинство технологии экспериментирования и игры на подносе заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Развивают наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, развивает все познавательные способности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год