Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Мой родной край – Ямал»
Познание
Автор: Ахмадуллина Зиля Фавзиевна   
16.05.2023 13:46

«Мой родной край – Ямал»«Мой родной край – Ямал»

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ЗАДАЧИ.

Обучающие: уточнить и закрепить знания детей о Севере: народах, быте людей, растительном и животном мире. Познакомить с орнаментами и национальной одеждой жителей края. Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера.

Развивающие: развивать речь, память, интерес.

Воспитательные: прививать любовь и уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.

 

Скачать конспект

Ход:

Педагог: Здравствуйте ребята!

Сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, а какое, вы сейчас

поймёте из стихотворения:

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

Вот заря, как знамя, реет,

Солнца луч ударил ввысь.

Из столицы в это время

Позывные донеслись.

Будет день такой, что любо!

Сразу тундра ожила:

И спешат навстречу людям

И заботы, и дела.

Пастухи поедут в стадо,

Ладит снасти зверолов.

А рыбацкая бригада

Привезла большой улов.

Тишину окрест нарушив,

Из соседней буровой

Из земной коры наружу

Взвился факел голубой...

Загремел над нашей крышей

Вертолет, бросая тень...

Мы диктант в тетрадках пишем:

«Над Россией новый день».

Педагог: Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский сло-во «ЯМАЛ».

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен на севере Западносибирской равнины.

Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое.

Педагог: — Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?

Дети: — Родной край

Педагог — Это большая или малая Родина?

Дети: — Это малая Родина.

Педагог — Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: — Наша малая Родина называется — ЯМАЛ.

Педагог: — А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: — Ямало-Ненецкий автономный округ.

Педагог: — А почему наш округ называется Ямало-Ненецким округом, или как все коротко называют Ямал?

Дети: — Потому что он расположен на полуострове Ямал.

Педагог: — А где на карте расположен полуостров Ямал? На севере, юге или на средней полосе России?

Дети: — Полуостров Ямал находится на севере нашей страны.

Педагог: — Как называется столица Ямала?

Дети: — Город Салехард.

Педагог: — Много разных районов находится в Ямало-Ненецком автономном округе.

(Подвожу к карте Ямало-Ненецкого автономного округа)

Педагог: Как же называется наш район?

Дети: — Пуровский район.

Педагог: Ямал — «житница» нашей Родины. Скажите, ребята, что добывают на Ямале?

Педагог: Ребята, чем еще богат Ямало-Ненецкий округ и наш район в том числе?

Дети: На Ямале добывают нефть и газ, а работают здесь нефтяники и газовики.

Педагог: — Газ и нефть – это главное богатство Ямала. Пользуются газом и нефтью не только Ямальцы, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

Дети: — Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошка.

Педагог: Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.

Педагог: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. По-смотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации.

Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине- голубой цвет –цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизникоренных народов Севера.

Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который под-держивают два полярных медведя.

(Задание для детей. Собери герб и флаг).

Педагог: -Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы?

Дети: – В тундре.

Педагог: – Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?

Дети: – Чум.

Педагог: – Правильно, а как по-ненецки чум?

Педагог: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум

Педагог: – А кто знает из чего состоит чум?

Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием.

Педагог: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?

Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.

Педагог: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора, а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).

- А что служит полом в чуме?

- Кладут доски, оленьи шкуры

- Чем согревают чум?

- Железной печкой

- Правильно в середину чума ставится железная печь.

Педагог: — а кто живет в чуме?

Дети: — большая дружная семья.

Педагог: Ребята, как вы думаете, любят играть дети коренных жителей?

Ребята, посмотрите на слайд кого вы видите? Да ребята это некоторые коренные жители занимаются рыболовством. Чем еще занимается коренное население?

Дети: — Охотой, оленеводством, сбором дикоросов.

Педагог: — Что такое дикоросы?

Дети: — Это грибы и ягоды.

Педагог: — Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: — Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Педагог: — Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: — Дико растут.

Педагог — Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети: — Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Педагог: — А какие деревья и кусты растут на севере?

Дети: — Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник.

Воспитатель: — А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.

(Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды.)

Педагог: — Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.

1- ая команда -отбирает ягоды растущие на севере

2-ая команда – отбирает деверья и кустарники севера

После выполнения задания дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)

Вам предлагаем поиграть игру:

«Полярная сова и евражки»

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна, евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

(После игры, все ребята садятся за столы).

Педагог: — Как вы думаете, в тундре холодно?

Дети: Холодно.

Педагог: — Тундра – это открытая местность, там нет леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе тёплую одежду.

Педагог: А как называется верхняя мужская одежда?

Дети: «Малица».

Педагог: А как называется верхняя женская одежда?

Дети: «Ягугка».

Педагог: Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).

-Малицу шьют из сукна, с тёплой подстёжкой из оленьей шкуры. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает.

Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда?

Дети: «Ягушка».

Воспитатель: Чем отличатся малица от ягушки?

Дети: У малицы есть капюшон, а ягушка похожа на пальто, и нет капюшона. На ягушке вышивают узоры.

Педагог: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент)

Педагог: Да, ребята, на каждой вещи, есть какой-то орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы)

Красивый орнамент? А, скажите он везде одинаковый?

Дети: Нет, везде разный, потому, что каждый орнамент имеет свое название.

«Локоть лисицы» «Волчий капкан» «Головки» «Подобный чуму» щучьи зубы.

Каждому ребенку раздать рисунок одежды коренных жителей, дети в свободное время нарисуют узоры.

- Наше путешествие окончено.

- Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: — Мы путешествовали по родному краю, по Ямалу.

Воспитатель: — Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

- Что Вам больше всего понравилось?

(Слушаю мнения детей)

- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?

(Дети высказывают свои предложения)

Воспитатель: — В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассматривать альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год