Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
Познание
Автор: Жеравова Юлия Николаевна   
26.03.2024 10:17

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Светлячок» комбинированного вида

Брянская область, Почепский район, город Почеп, улица Стародубская, дом 66

Телефон: 84834531098

Обобщение опыта работы воспитателя 1-й квалификационной категории Юлии Николаевны Жеравовой по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

 

С начала моей работы в детском саду очень остро встал вопрос о применении новейших разработок, технологий, методик, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, на мой взгляд, явилась опытно-экспериментальная деятельность. Именно этот вид деятельности, как никакой другой, удовлетворяет возрастные особенности. Работа с дошкольниками в нашем учреждении строится на основе Федеральной образовательной программы дошкольных учреждений — ФОП до. Ведущей идеей опыта моей работы является формирование гармонично развитой личности дошкольника через использование технологии детской экспериментальной деятельности.

Основная цель опытно-экспериментальной деятельности дошкольников — развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

  • развитие творческого воображения и мышления
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы
  • развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • создание предпосылок формирования практических и умственных действий

Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми я строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
  • неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет;
  • человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Уже в ходе работы в этих направлениях, я определила тот порядок действий, при выполнении которых, достигается наибольший результат.

Структура детского экспериментирования:

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
  • анализ полученного результата (подтвердилось -не подтвердилось)

-формулирование выводов.

Для реализации всего объема работы мною, совместно с педагогами ДОУ, в группах была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах у нас постоянно оснащаются центры экспериментирования, где представлены различные материалы для исследования. При оборудовании уголка экспериментирования я старалась учитывать требования безопасности, достаточности и доступности расположения. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования определяется и меняется в соответствии с планом работы. В своей работепо исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов создала и систематизировала картотеку.

При анализе деятельности я расставила акценты на то, что уже достигнуто и к чему нужно стремиться. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создавать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Активно привлекаю родителей и к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Заглядывая вперед, скажу, что основная цель моей работы — совершенствование компетентности в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, а также объединение усилий педагогов и родителей при организации работы в данном направлении.

Список используемой литературы:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О. В. Дыбина (отв. ред.). — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 192 с. (серия «Вместе с детьми).
  2. Емельянова Е., Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
  3. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. — М: ТЦ Сфера, 2004. — 224 с.
  4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. -80 с.4.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 128 с.
  6. Интернет-ресурс.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год