Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей в старшей группе» |
Познание | |||
Автор: Гаврилина Татьяна Юрьевна Сапожникова Марина Ивановна | |||
18.04.2024 17:20 | |||
Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей в старшей группе» Структурное подразделение «Детский сад Аленушка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 города Похвистнево Подготовили воспитатели: Гаврилина Т.Ю. Сапожникова М.И. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Как?», «Зачем?»
У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Возможно наблюдение длительных процессов на прогулках и во время проведения опытов. Дети способны к произвольному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и приёмы действий для практической работы. Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов. Расширяются интересы в исследованиях. Старших дошкольников привлекают не только объекты ближайшего окружения, но и необычные события из прошлого, явления из отдалённых, ранее невидимых миров. Дети интересуются темой космоса, фактами доисторического периода Земли (динозаврами, мамонтами, первобытными людьми), подводными глубинами, дальними континентами. Мелкая моторика развита, дошкольники хорошо работают с мелкими деталями. Они умеют обращаться с различными инструментами, выбирая необходимые для проведения исследования. Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, работать в команде, распределяя роли в предстоящей исследовательской деятельности. Для развития исследовательских способностей детей в работе со старшими дошкольниками используем такие приемы, как:
бытовых ситуаций или прослушанного литературного произведения строим общение с детьми на выявлении их личного опыта по конкретной тематике. Активизируем обсуждение с использованием наглядных материалов: плакатов, схем, иллюстраций, слайдов презентации, иллюстрированных энциклопедий, мультфильмов, видеороликов.
природой, являются экскурсии, где в естественной обстановке мы наблюдаем явления природы, сезонные изменения (например, найди следы осени; почему шуршат листья, есть ли у снега защитные свойства). В ходе наблюдений у детей хорошо развиваются: наблюдательность, любознательность, поисковая деятельность.
развивает у детей умение классифицировать. В работе используем такие коллекции, как: «Бумага и её виды», «Виды ткани», «Пуговицы», «Ракушки», «Шишки».
активности детей в своей основе имеет метод экспериментирования. Важной особенностью детского экспериментирования является то, что в ходе него они имеют возможность раскрыть многие характеристики изучаемого объекта, установить причинно-следственные связи с другими объектами и явлениями. Детское экспериментирование не только расширяет кругозор, но формирует измерительные навыки, умение анализировать и делать выводы; осуществляет развитие речи, мышления, внимания, глазомера, мелкой мускулатуры. В группе была создана необходимая для проведения исследований «мини-лаборатория», оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами. В своих опытах дети используют лупы, магниты, верёвки, песочные часы, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмассы, металла, резины), а также материалы:
Мы учим детей узнавать не только, из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: из бумаги — салфеточная, обёрточная и расширяется словарь детей. Постепенно «лабораторию» пополняем новыми материалами для экспериментирования. Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами. Существует также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов, а также картотека игр по экспериментированию. Проведение экспериментов продолжаем и во время наблюдений на прогулках. Например, знакомя детей со свойствами песка, мы вместе с детьми подбираем формочки и совочки, миниатюрные игрушки, предметы (камешки, ракушки, веточки) и персонажи, встречающиеся в реальном и сказочном мире. На прогулке организовываем с детьми игры на песке. Например, игра «Следопыты» — эта игра развивает пространственное воображение, она связана с распознаванием отпечатков на влажном песке. Игра «Узоры на песке» — развивает фантазию, воображение, закрепляет знания о круглой, квадратной форме. Так же проводим кратковременные опыты: из чего состоит почва и зачем ее нужно рыхлить; выпал снег, проверяем, как быстро растает он на наших ладошках и какая получится вода. В уголке природы имеется календарь погоды, где фиксируем свои ежедневные наблюдения. Натуральные объекты исследования фиксируем способами объёмного засушивания, составлением гербария. В рамках трудовой деятельности проводим основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваем объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними.
подготовительным этапом к использованию проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников дает возможность развивать у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать нужное решение. Чаще всего детей увлекают исследовательские проекты. Например, проект «Игрушки наших бабушек и дедушек» и проект «Я с природою дружу, я природу берегу» вызвал интерес не только у детей, но и их родителей, которые активно занимались сбором информации, писали статьи и мастерили. А проект «Почему моя улица так называется» вызвал большой интерес у всех: и у детей, и у родителей, и у педагогов. Благодаря этому проекту наши воспитанники узнали об истории возникновения своей улицы. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, поэтому мы постарались обустроить ее таким образом, чтобы она способствовала развитию познавательно — исследовательской деятельности детей. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети могут взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр и игр-инсценировок. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители помогли обогатить уголок экспериментирования необходимыми материалами, пополнить книжный уголок художественной литературой и энциклопедиями, принимают активное участие в совместных выставках из природного и бросового материала. В группе проводятся различные выставки совместного творчества родителей и детей «Дары осени», «Новогодние фантазии». Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
|