Организация познавательно — исследовательской деятельности старших дошкольников» |
Познание | |||
Автор: Санкеева Наталья Евгеньевна | |||
28.04.2024 09:16 | |||
Организация познавательно — исследовательской деятельности старших дошкольников» Согластно китайской пословицы. «Расскажи — и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Действительно, когда ребенок сам взаимодействует с объектами или предметами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с дошкольниками следует отдавать практическим методам обучения и воспитания, таким как: проектам, экспериментам и опытам. Дошкольный возраст — это уникальное время для формирования и развития способностей ребенка. Развитие познавательной активности рассматривали ещё совестские педагоги и психологи. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников. Наиболее актуальными в условиях реализации ФОП ДО становятся технологии развивающего характера, технологии развития критического мышления, STEM технология, проектная технологии. Современному педагогу необходимо создать условия для развития функциональной грамотности дошкольников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии.
Наиболее эффективным инструментом при формировании функциональной деятельности можно отнести познавательно – исследовательскую деятельность. Актуальность ее заключается в том, что дети в процессе работы решают нестандартные задачи, раскрывают свой творческий потенциал, отстаивают свою точку зрения, повышают свою самооценку, умеют применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны научить детей. Одним из главных методов познавательно – исследовательской деятельности, является экспериментирование. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предмета, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, которая его окружает. Результаты опытов порой удивляют и взрослых, и детей, они очень интересны и доступны. Если какой-то опыт не получился сразу, не опускайте руки, а повторяйте его до тех пор, пока не добьетесь нужного результата. Сегодня «STEM» (программа обучения, сочетающая занятия естественными науками, инженерией и математикой) — в образовании считается одним из основных технологий, куда входит несколько модулей. Одним из модулей является робототехника. Робототехника для детей дошкольного возраста – относительно новое направление, внедряемое в детских садах. Наш детский сад тоже старается идти в ногу со временем. У детей и педагогов детского сада в этом учебном году появился новый друг робот — улитка Кoбo. Улитка Кобо — интерактивный робот, дидактическое пособие с широкими возможностями и средство повышения эффективности образовательного процесса по основам арифметики, естествознания, истории, географии (сегодня вы смотрели по краеведению). Это умный и любознательный робот, который реализует основные принципы программирования на основе карточной системы. Игровые занятия не просто просвещают детей, но также развивают логическое мышление, практические навыки и, что самое главное развивают интерес и любознательность, позволяют детям учиться во время игры. Дети просто начинают играть на карте-поле с квадратами, а полученные знания легко переносят их в основы программирования. Карта для путешествий – красочное и интересное поле, по которому будет путешествовать робот «Улитка», ориентируясь на команды. Это бесконечное пространство для игр, фантазий и экспериментов, на котором можно делать, что угодно – ставить препятствия и возводить замки, прокладывать маршруты и придумывать для робот «Улитки» простые и сложные задания. Все задания подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, используется как часть занятия, или как самостоятельная игра. Может использоваться как индивидуальная, парная или командная работа. Чему учит ребёнка робот «Улитка»?
На данный момент времени никто не может с точностью спрогнозировать, какие именно профессии будут востребованы в будущем, но то, какими качествами должен будет обладать успешный сотрудник, специалисты назвали уже сейчас. Такие умения, как: решать сложные задачи, критически мыслить, применять творческий подход, работать в команде и управлять людьми, распознавать свои и чужие эмоции, анализировать и принимать решения. На основе этих знаний была создана модель 4К — четыре характеристики человека, начинающиеся на букву «к», которые можно и нужно развивать с самого раннего возраста:
Коммуникация Умение договариваться, аргументировано отстоять свою точку зрения, установить контакт для продолжения дружбы или сотрудничества. Кооперация (работа в команде) Умение работать в команде, работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков мой вклад в общее дело. Критическое мышление Умение ориентироваться в информации, способность анализировать, делать выводы и принимать рациональные решения. Креативность Находить нестандартные решения, видеть ситуацию с разных сторон, выходить за рамки привычного и не следовать за стереотипами. Когда старые схемы, шаблоны, правила не работаю, креативный человек не впадает в панику, а уверенно создаёт свой мир сам. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование в работе с детьми робот «Улитки», способствует всестороннему развитию ребёнка-дошкольника и повышению качества образовательного процесса. Формирование функциональной грамотности дошкольников — это непростой процесс, где от самого взрослого требуется креативность и творческое мышление. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
|