Дидактическое пособие «Живая и неживая природа» |
Познание | |||
Автор: Попова Дарья Геннадьевна | |||
07.05.2024 20:03 | |||
Дидактическое пособие «Живая и неживая природа» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» Воспитатель: Попова Дарья Геннадьевна Актуальность. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Пояснительная записка. Дидактические игры представляют большую ценность в развитии экологических представлений дошкольников. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития у ребёнка младшего дошкольного возраста умения находить и называть предметы живой и неживой природы. Методическая ценность. Игра направлена на познавательное развитие дошкольников по теме «Экология», она воспитывает интерес и уважительное отношение к природным объектам. Область применения. Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная. Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи. Возраст детей. 3+ Материал. Бумага, пластик, липучки велькро. Оборудование. Игровое поле с обрезанными картинками живой и неживой природы, карточками-половинками на липучках велькро. Цель: расширение и закрепление представлений о природе, формирование навыка различать живые и неживые объекты, находить связи между ними. Задачи:
Игра №1 «Найди, что покажу» Цель: умение находить предметы по сходству (половинки). Ход игры: воспитатель показывает половинку определённой картинки, предлагает найти вторую на игровом поле. Вспомнить, как он называется, К живой или неживой природе относится. Игра№2 «Живая или неживая природа» Цель: закрепление представлений детей об объектах живой и неживой природы. Ход игры: Воспитатель показывает половинку объекта живой или неживой природы. Кто первым назовёт, что изображено на картинке, объект живой или неживой природы, тот и ищет вторую половинку на игровом поле. Игра№3 «Найди свою картинку» Цель: умение находить предметы по сходству (половинки). Ход игры: на столе лежит игровое поле. Каждый ребенок получает по половинке картинки. По заданию педагога дети подходят к столу и находят свою половинку, называют изображения на картинках и свою принадлежность к живой или неживой природе. Игра №4 «» Цель: развитие зрительного восприятия, логического мышления, памяти, внимания. Ход игры: 2-4 игрока. Перед началом игры детям предлагается выбрать половинки картинок, которые они будут собирать. Перед детьми лежит игровое поле, ребенок, чьюполовинку картинки покажет ведущий, должен нажать на звоночек, назвать изображение картинки и прикрепить к нужной половинке. Игра №5 «Живое – неживое» Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе. Ход игры: воспитатель называет предметы живой/ неживой природыДети находят половинки картинок и собирают их. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают. Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» (2 младшая группа) Цель: ознакомление с понятием природа. Живая и неживая природа. Задачи: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек — часть природы);. опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность. МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы. Дидактическая игра: «Живая, неживая природа» ХОД: Воспитатель читает стихотворения: Вот на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой, Живут в нём птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живёшь в том доме светлом ты И все твои друзья. (Л. Дайнеко.) -Дети, а вы знаете, что такое природа? (Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.) -Природа — это то, что существует без помощи человека. -Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.) -А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются) -Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд. Игра: «На что похоже» - К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. Дидактическая игра: «Живая неживая природа» Физкультминутка: Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем - Крылья мы сложим назад. (Дети выполняют движения по тексту.) -Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается. -Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.) Подвижная игра «Живая неживая природа» (называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы — стоят на мести.) Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа. Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос. Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему? Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных. А в группе у нас есть природа? Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их. От чего в вашем доме бывает светло? (лампа). А что можно сравнить с лампой в природе? Но солнце не только светит, но и греет (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей) В природе идёт дождь. В доме есть душ. В природе – ветер. В доме – вентилятор. В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава. В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе горы и деревья. У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах. А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике. В природе дикие животные. У нас – домашние. Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения. -Ребята, а человека к какой природе отнесём? Дети: к живой природе. -А чем человек отличается от животных (ответы детей.) - А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.) -А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.) -А что будет, если не будет воздуха? Ответы детей. -Сейчас мы проведем опыты с воздухом. Опыт №1 Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям) -Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду. Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух — прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха. -Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его. Опыт № 2 -Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук). Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста — музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Воспитатель подводит итог занятия, что дети узнали нового, о чем была беседа и предлагает нарисовать природу (цветы, травку, солнышко, дождик.)
|