Педагогический проект «Цирк- шапито»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка»
Тип проекта: Творческий, игровой
Группа №1 «Бельчата» компенсирующей направленности, Сроки реализации проекта: 5мес., Воспитатель: _Стич Л.В., г.п. Федоровский 2023 г.
Введение:
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? Современное поколение предпочитает коллективным играм индивидуальные компьютерные; в детском саду и школе в основном превалируют образовательные задачи и обучающие действия; предметная среда, поддерживающая игру, не в полной мере соответствует современным требованиям. Такая проблема существует и в нашем детском саду. Имеющиеся сюжетно-ролевые игры требует обновления содержания с учетом реальной социальной действительности. В Федеральном государственном образовательном стандарте игра рассматривается как важное средство всестороннего воспитания и развития ребенка. Без умения творчески мыслить невозможно полноценное развитие личности. Ребенок должен научиться открыто выражать свои мысли, эмоции, чувства. Такое выражение возможно в игре.
Скачать проект
Разрабатывая данный проект, мы опирались на интересы, желания и потребности детей нашей группы.
Цирковая деятельность, как событийная форма работы, является для детей необычайно привлекательной и вызывает массу положительных эмоций. Игровой сюжет цирка задает целенаправленную динамику отдельным занятиям, вносит смысловую перспективу в овладение разнообразными видами детской деятельности, служит предпосылкой эстетического восприятия, веселого творчества и сотрудничества детей и взрослых. Поэтому идея создания сюжетно-ролевой игры потребовала скорейшей реализации.
Паспорт совместного проекта с детьми и родителями в период
с января по май 2023 г.
Тема: «Цирк-шапито»
Руководитель (ли)
проекта
|
Воспитатель: Стич Лилия Валентиновна
|
Базисный
компонент
|
Проектная деятельность с детьми и родителями в период с января по май 2023г.
Тема «Цирк-шапито»
|
Возраст участников проекта
|
Дети от 4 до 6 лет
|
Состав проектной группы
|
Воспитатели, дети, родители воспитанников
|
Тип проекта
|
По продолжительности: среднесрочный.
По составу участников проекта: групповой.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, познавательное развитие
|
Проблема проекта
|
Проект знакомит детей с профессиями взрослых (цирковых артистов); развивает память, мышление, воображение; воспитывает интерес к познавательной деятельности
|
Цель проекта
|
: пЗнакомить детей с цирком, как видом искусства.
|
Задачи проекта
|
1. Развивать коммуникативные навыки и творческие способности при воспроизведении образов. продолжать развивать координацию движений, умение слушать музыку, соотносить движения с музыкой;
2. вызвать интерес к цирку и на основе этого интереса развивать познавательные способности детей;
- обогатить представления детей о цирке, как об одном из видов творчества людей;
- пополнить представления детей о цирковых профессиях;
- дополнить знания детей о животных, выступающих в цирке;
- обогатить и расширить словарный запас детей словами, относящимися к цирку (дрессировщик, жонглёр, арена)
3.Воспитывать желание играть в коллективе сверстников.
Способствовать созданию эмоционально-положительной атмосферы во время игры.
Пополнить предметно-пространственную среду атрибутами к игре «Цирк».
Создать условия для активного участия родителей в образовательном процессе.
|
Методы и формы работы
|
Направлены на реализацию задач проекта
-С словесные: беседа, художественное слово.
наглядные: показ мини-музея, иллюстраций с
изображением артистов цирка, цирковыми животными,
показ видео-презентаций видеороликов.
|
Актуальность
проекта
|
Каждый ребенок сможет проявить свой талант и
почувствовать себя успешным. А грамотный и
заботящихся о детях педагог понимает, насколько
важно для детей испытывать чувство успешности.
Психологи отмечают: специфика детского творчества —в предпочтении процесса результату. Рисовать и лепить интереснее, чем разглядывать уже готовый рисунок или фигуру. Участие в цирковом спектакле позволит слить воедино удовольствие от процесса и результата.
|
Создание развивающей предметно-пространственной среды (необходимое
Оборудование)
|
Материалы и оборудование:игрушки животных, арена, костюмы и маски зверей, волшебные палочки, коробочки, султанчики, колечки, мягкие шарики, обручи, кегли, парики, шляпы, касса, буфет, билеты, афиши, кольцеброс для жонглера, аудиозапись цирковой музыки и другие атрибуты.
Литературный ряд: Активизация словаря:
Цирк шапито, фургон, кучер, арена, афиша, фокусник, конферансье, дрессировщик, жонглёр, гимнасты, силач, касса, контролер, продавец билетов, манеж, купол цирка, шатер, «алле», шар, и др.
Музыкальный ряд: Прослушивание песни «Цирк» В. Шаинского. Просматривание мультфильмов «Парасолька в цирке», «Приключения фунтика». «Ну, погоди! (Выпуск 11)
Иллюстративный ряд: Рассматривание альбомов «Цирковые профессии», «Животные в цирке», «Знаменитые клоуны России».
|
Продукты
проекта
|
Создание презентаций, фотоальбомов, выставок детского творчества
Создание уголка экспериментирования в группе;
изготовление атрибутов; создание и оформление дидактических игр.
|
Предполагаемый результат (количественный и качественный)
|
ДДети получат представления о цирке, о цирковых
жанрах и артистах цирка. Смогут стать артистами
циркового спектакля. В результате проведенной
работы дети смогут применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
|
Предварительная работа над проектом
|
Прослушивание аудиозаписи песни «Цирк, цирк, цирк»,
Разучивание комплексов утренней гимнастики с атрибутами «Клоуны», «Жонглёры» /с большими и малыми мячами/, «Силачи» /с гантелями/, «Гимнасты» /собручами/, «Дрессировщики»/подражание животным/.
Беседы о об истории цирка, цирковых артистах. Чтение худ. литературы С. Я. Маршак «Цирк».
Изучение, показ фокуса «Цветная вода»
Игра м/п «Волшебный платок»
Нетрадиционная техника рисование ладошками «Веселый клоун»
|
I этап – предварительный:
1.Составление перспективного плана мероприятий.
2.Изучение методической литературы по данной теме.
3.Подбор художественной литературы, пословицы, стихи, загадки, рассказы, игры
4.Создание альбома «Профессии в цирке», «Животные в цирке», «Знаменитые клоуны России».
5.Создание условий для организаций сюжетно-ролевой игры.
6.Изготовление совместно с родителями атрибутов и костюмов для артистов.
II этап – основной:
План мероприятий по реализациисовместного проекта с детьми и родителями в период с января по май 2023г
Тема:Цирк-шапито»
Месяц
|
Работа с детьми
|
Работа с родителями
|
Совершенствование предметно-развивающей среды
|
Январь
|
1.Просмотр мультфильмов «Фунтик».
2.Лепка «На арене цирка» (животные)
|
Консультация «Роль сюжетно-ролевых игр»
|
Приобрести картинки о животных которые поддаются дрессировке, выступают в цирке.
|
Февраль
|
1.Рассматривание беседа по картинкам
2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек"
3.Сюжетно-ролевая игра «Цирк», «Животные цирка»
|
Беседа с родителя об оформлении в группе сюжетно-ролевой игры цирк.
|
Пополнить библиотеку книгами о цирке.
|
Март
|
1.Нетрадиционная техника рисование ладошками «Веселый клоун». 2.Дидактическая игра
«Задуй шарик»
|
«Театральный уголок: для артистов цирка, маски, парики, носы.
|
Изготовление игровой книги из фетра «Цирк-Шапито»
|
Апрель
|
1.Рассматривание альбома. Беседа по содержанию
2.Показ несложных опытов по теме «Цветная вода»,
«Мыльные пузыри».
|
Принести фотографии или иллюстрации.
|
Настольные, дидактические игры с детьми.
|
Май
|
1.Просмотр циркового представления (беседа, игры).
2.Дидактическая игра: «Что лишнее?,
|
Изготовление костюмов для выступления артистов.
|
Уголок экспериментирования: реквизиты для фокусника Уголок изодеятельности: раскраски по теме «Цирк».
.
|
Календарно-тематический планвоспитательно-образовательной работы
Тема
|
Содержание
|
Изучение литературы по теме
|
Опрос и беседы, выявляющие знаний и представлений о цирке дошкольников и родителей.
Консультация для родителей «Цирк в жизни ребенка».
Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала, методической литературы, книг по теме проекта.
|
Знакомство с цирковыми жанрами
|
Просмотр видео презентации «На арене цирка» и эпизодов циркового представления.
|
«На пороге цирка»
|
Беседы об истории цирка, цирковых артистах. Чтение худ. литературы С. Я. Маршак «Цирк». Прослушивание аудиозаписи песни «Цирк, цирк, цирк», Разучивание комплексов утренней гимнастики с атрибутами «Клоуны» /на фитболах/, «Жонглёры» /с большими и малыми мячами/, «Силачи» /с гантелями, «Гимнасты» /с обручами/, «Дрессировщики»/подражание животным/.
|
«Цирковые профессии»
|
Беседы о профессиях в цирке. Рассматривание портретов с клоунами советского цирка, портретов с современными артистами. Просмотр видеоциклов «Профессия цирка» (жонглер, клоун, дрессировщик, акробат).
Прослушивание песни «Бродячие артисты». НОД «Цирк» (ознакомление детей с профессиями людей, выступающих в цирке). Спортивная эстафета «Канатоходцы».
|
«Гимнасты»
|
П/и «Цирковые трюки». С/ р игра «Идем в цирк». Создание альбома детьми и родителями «Цирковые профессии». На примере упражнений на балансировочном диске знакомство с цирковым жанром эквилибристика. П/и. «Кувыркаться, как гимнасты»
|
«Весёлые клоуны»
|
Показ видеоролика «Клоуны-эксцентрики»
Подготовка номера «Клоуны »
Рисование «Веселый клоун»
|
«Цирковые животные»
|
Беседы о дрессировщиках, о животных, выступающих в цирке. Чтение литературы, почему не всех животных берут в цирк. Просмотр видеозаписей «Животные на арене», мультфильма «Каникулы Бонифация», прослушивание аудиозаписи песни «Песня дрессировщика». Д. и. «Звери в клетках». С/ р. игра «Дрессировщик». Аппликация «Дрессированная собачка».
|
«Я хочу быть фокусником»
|
Беседы о фокусниках. Просмотр мультфильма «Кот Гром и заколдованный дом».
Ручной труд «Шляпа фокусника». Научиться с детьми, делать фокусы. Игра малой подвижности «Покажи, я отгадаю»
Показ фокуса «Цветная вода» Игра м/п «Волшебный платок»
|
«Жонглёры цирка»
|
Показ видеоролика «Весёлые жонглёры»
Игровое упражнение «Жонглирование мячами» /большими и маленькими». Строительные игры «Цирк приехал». П/и с цирковыми атрибутами (мячи, ленты, обручи).
|
Итог проектной деятельности
|
Цирковое развлечение для детей детского сада «Цирк, цирк, цирк»
|
Образовательные области
|
Виды организованной деятельности
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Правила поведения в общественных местах.
Трудовые поручения, труд по самообслуживанию, дежурство.
Сюжетно-ролевая игра «Цирк», «Животные цирка», «Фокусник».
Просмотр мультфильмов «Фунтик», «Каникулы Бонифация», «Девочка на шаре»
|
Познавательное развитие
|
Наблюдения, просмотр видео про цирковых артистов, животных цирка, загадывание загадок по теме проекта.
Формирование целостной картины мира,расширение кругозора: «Как вести себя в цирке».
Закрепить знания о поведении в общественных местах (цирке, театре и т.п.); объяснить правила цирке: до начала представления, во время представления, в антракте; сформировать понимание того, что основной принцип поведения в любом общественном месте — это вести себя скромно, не привлекать внимания окружающих, не мешать; закрепить навыки невербального поведения: негромкая речь, выражать одобрение с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств, отсутствие резких движений, не шалить, не кричать.
Экспериментальная деятельность
Показ несложных опытов по теме «Цветная вода»,
«Мыльные пузыри».
Объяснение фокусов с помощью ловкости рук «Где шарик?», «Исчезающие ленточки»
|
Речевое развитие
|
Чтение художественной литературы: Чтение рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре», Э. Успенского «Школа клоунов», Л.Н.Толстого «Слон».
Чтение стихотворения Ю. Симбирской «У лошадки цирковой»; «Фокусник».
Беседа о цирковых профессиях, о знаменитых артистах цирка- Юрий Никулин, клоун Карандаш, Олег Попов и др.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Рисование: «Весёлый клоун» -учить рисовать фигуру человека, передавая несложное движение; развивать фантазию, воображение при изображении костюма клоуна; формировать умение подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа (смешной клоун);воспитывать самостоятельность при выборе изобразительных материалов, средств выразительности. Аппликация «Шляпа фокусника» - учить складывать лист бумаги гармошкой, вырезать по линиям, нарисованным карандашами; составлять композицию; воспитывать умение работать в коллективе.
Раскрашивание раскрасок по теме, работа с трафаретами.
Создание условий для самостоятельной творческой деятельности.
|
Физическое развитие
|
Пальчиковые, сюжетно-ролевые игры по теме проекта.
Выполнение упражнений с атрибутами, способствующих развитию ловкости, умения держать равновесие / большие и малые мячи, гантели, обручи, ленты/
|
III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.
У детей сформировался устойчивый интерес и любовь к цирку.
- Возникло желание посетить цирк и стать артистами цирка.
- Дети узнали о том, что цирк бывает разный и разные цирковые профессии.
- Обогатился словарный запас и активизировалась речь.
- Сформировалась мыслительная деятельности, память, слух, фантазия;
- Дети научились импровизировать образы животных под музыку, свободно ориентироваться в пространстве;
- Дети стали бережно относиться к музыкальным инструментам.
Список используемой литературы:
1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет [Текст]: Игровые технологии / Е. А. Алябьева// М.: ТЦ Сфера, 2005. – с. 32-34
2. Белкина, В. Н.Дошкольник: Обучение и развитие. [Текст, изоматериал]: Воспитателям и родителям / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева и др. //Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. с. 166- 172
3. Виноградова, Н. А. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников [Текст]: Практическое пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова// М.: Айрис Пресс, 2008. – с. 54-55, 69 – 76
4. Еремеев, С. Раскраска-кроссворд в стихах «Цирк, цирк, цирк» [Текст, изоматериал]/С. Еремеева, рисунки Н. Губаревой// М.: Издательство «ХАТБЕР-М», 2005. – с. 16.
5. Ильчук, Н. П.Хрестоматия:Для детей старшего дошкольного возраста: Разноцветные капельки [Текст, изоматериал]: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Н. П. Ильчук и др. // М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – с. 159
6. Михайлова, М. А. Поем, играем, танцуем дома и саду [Текст, изоматериал]: Популярное пособие для родителей и педагогов /М. А. Михайлова, Е. В. Горбина//Ярославль: Академия развития, 1996. – с. 166-169
7. Панова, Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ [Текст, изоматериал]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Автор-составитель Е. Н. Панова//Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – с. 53-55
8. Первова, М. В. 250 золотых страниц [Текст, изоматериал]: Лучшие произведения для детей/ Составитель М. В. Первова, рисунки Е. Бельмач, О. Карелиной и др// М.: «ОЛМА-ПРЕСС»и Красноярск: «Бонус», 1997. – с. 256
9. Пляцковский М. Чудо-песенки [Текст, изоматериал]: Тексты песен для чтения взрослыми детям. Серия «Для самых маленьких» / М. Пляцковский и др// М.: «Самовар», 2003.
10. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов [Текст]: Пособие для логопедов/ Е. А. Пожиленко// М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – с. 206-208
11. Потапова, Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях [Текст] /Т. В. Потапова// М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 20, 54-55
12. Смоленцева, А. А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием [Текст, изоматериал]: Книга для воспитателя детского сада / А. А. Смоленцева// М.: Просвещение, 1987. – с. 57 – 60
Приложение №1
Рассматривание Цирковых программок. Альбома с подборкой иллюстраций и фотографий по данной теме.
Непосредственная Образовательная деятельность
«Цирковое представление»
Цель: Знакомить детей с профессиями взрослых. Чтение и обсуждение отрывков из стихов С. Михалкова «Цирк». Разыгрывание ситуаций циркового представления. Учить правилам поведения во время представления.
Художественное творчество:
Лепка«На арене цирка» (животные)
Учить лепить цирковых животных в стиле народной игрушки, из валика согнутого дугой. Передавать их характерные особенности внешнего вида. Развивать воображение, творчество.
Сюжетно ролевая игра «Цирк»
Учить детей согласовывать тему игры, свои действия с действиями своих партнеров. Изготовление атрибутов к игре: билеты. Арена цирка из крупного конструктора.
Дидактические игры «шляпа фокусника». («Чего не стало?», «Угадай на ощупь»)
Художественно – эстетическое развитие:
Аппликация.«Шляпа фокусника»
Учить вырезать из бумаги сложенной гармошкой, правильно держать ножницы. Аккуратно наклеивать свою работу на фон. Развивать композиционные умения и чувство цвета.
Чтение отрывков из стихотворения С. Михалкова «Цирк»
А. Усачева «Цирк». С. Погореловского «Прежде и теперь»
Конструирование«Цирк»
Обсудить, как устроен цирк, распределение на подгруппы и выполнение коллективной постройки цирка из крупных модулей.
Физическая культура«Как артисты готовятся к выступлению» (сюжетная обр. деят.)
Закреплять умения ориентироваться в пространстве. Совершенствовать основные движения. Закреплять навыки броска мяча о землю и ловли его одной, двумя руками. Совершенствовать технику прыжков на двух ногах с продвижением вперед. Развивать силу, быстроту и выносливость.
Художественное творчество:
Конструирование из бумаги«Изготовление приглашений на цирковое представление»
Продолжать создавать открытки, закреплять умение вырезать сложную форму по нарисованному контуру или на глаз, учить комбинировать по цвету и форме. Закреплять умение держать ножницы и вырезать ими. Развивать воображение, творчество.
Театрализованная деятельность «Цирковые животные».
Учить создавать образы разных цирковых артистов, учить с помощью движений пластики передавать выбранный образ.
Самостоятельная деятельность визо уголке. Рисование на тему артисты цирка и цирковые животные
Познавательное развитие«Цирковые животные»
Беседа о том что могут делать дрессированные звери. Формировать представления о том, что каждое животное приспособлено к определенным условиям проживания к пище, которые надо соблюдать если животное содержится в неволе. Учить передавать содержание рассказа своими словами.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование Нетрадиционная техника рисования ладошками «Веселый клоун»
Учить рисовать клоуна с передачей настроения и движений, с передачей форм и пропорций тела. Подбирать контрастные цветосочетания в соответствии с содержанием образа. Развивать воображение, творчество.
Музыкальный досуг «Цирковое представление»
Дать детям почувствовать себя настоящими артистами цирка.
|