Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Капелька» в средней группе «Капелька» |
Познание | |||
Автор: Мирских Елена Ивановна | |||
29.01.2025 09:35 | |||
Задачи:
Предварительная работа:
Материал:
прозрачные стаканчики, тарелки, миски, краски, кисточки, сосуды разной формы, сахар, соль, лимонная кислота, ложки, молоко, сок, кусочки замороженного льда. Карточки со схемами. Аудиозапись со звуком воды Презентация «Где живёт Капелька?» Ход занятия. Дети входят в зал, встают полукругом. Воспитатель. Ребята. Давайте мы поздороваемся друг с другом. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Здравствуй, утро! Здравствуй день! Нам здороваться не лень! И улыбнёмся друг другу. Включается презентация. На экране Капелька воды. Капелька. Ой, как вы красиво улыбаетесь! Здравствуйте, ребята! Я — Капелька. Хочу пригласить вас к себе в гости в удивительное путешествие в Царство Воды. А вы, хотите? Воспитатель. А как же мы к тебе доберёмся? Капелька. Ко мне вы сможете добраться с помощью волшебного зонтика. А его вы найдёте под ёлочкой. Воспитатель. Ребята, но мы не можем отправиться в гости к тому, кого не знаем. Давайте вспомним, что мы знаем о самой капельке. А теперь подставляйте ладошки. (Воспитатель капает из пипетки каждому ребёнку капельку воды.) Теперь у каждого из вас на ладошке своя капелька. Давайте с ней поиграем. А теперь подуйте на капельку, покатайте её по ладошке. Ребята, скажите, ка-кая стала рука, после того как на ней посидела капелька? (Мокрая) Вот мы и познакомились капелькой воды. Капелька – это частичка воды, а таких частичек-капелек у воды много. И все они похожи друг на друга. А вы знаете, где живёт вода и во что она может превращаться в природе? (Ответы детей) Включается презентация. Вы слыхали о воде? Как сосулька замерзает Без неё нам не умыться, Воспитатель даёт пояснения детям о превращении воды в природе, сопровождая рассказ показом слайдом с изображением ручейка, реки, моря, тучи, крана с водой, снега, сосульки. Воспитатель. Значит, Капелька – это маленькая частичка чего? (Воды) Кому же нужна вода? (Дети отвечают). А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Я вижу, вы знаете о воде много и поэтому готовы к путешествию. Воспитатель. Друзья, посмотрите, какой красивый зонтик: он волшебный, у него есть разноцветные ленточки и капельки. Кто за капельку возьмётся, то и отправится в путешествие. (Дети подходят к зонтику и берутся за капельку.) Друг наш, зонтик, — раз, два, три! В капельки нас преврати! Дети, держась за ленточки, двигаются по кругу под музыкальное сопровож-дение. Когда все остановились, воспитатель одевает всем детям на голову шапочки капельки. Воспитатель. Вот мы все превратились в капелек. Посмотрите сколько нас капелек? (Много!) Когда много-много капелек собираются вместе, что получается? (Лужа) Ребята, вот мы и в царстве Воды. Здесь много интересного. Видео. Капелька. Я смотрю, вы приняли моё приглашение. Но у меня в царстве не бывает простых ответов. Я очень разная. В моём царстве для вас я оставила загадки. Если вы их отгадаете, то узнаете много нового и интересного. Воспитатель. Но что ребята, отправимся в путешествие. И, кажется, впереди я вижу первую загадку. Текучесть. Посмотрим первую загадку. Что здесь зашифровано? (Вода льётся, течёт) Возьмите бокальчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали с водой? (вылили, перелили) Что происходит с водой в кране, речке? (она течёт) ВОДА ЛЬЁТСЯ, ПЕРЕЛИВАЕТСЯ, ОНА ТЕКУЧАЯ. Правильно. Поищем ещё загадку. Что же здесь изображено? Посмотрите, водичка находится в разных сосудах. Давайте попробуем налить воду в раз-ные сосуды. Нальём воду в вазу. Какой формы ваза? (шарообразной) Как вы а вода приняла какую форму? (форму шара) А теперь попробуем из это вазы перелить воду в сосуд другой формы. Как вы думаете, изменится ли форма воды? (Да) Какая форма у воды? ВОДА ПРИНИМАЕТ ФОРМУ, В КОТОРОЙ ОНА НАХОДИТСЯ. Воспитатель. Какие загадки мы разгадали? (Вода текучая и принимает форму в которую она налита. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Подвижная игра «Круговорот воды в природе» Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки. А теперь представьте, что мы большая лужа. Внимательно слушайте и выполняйте движения. Лужа может быть разной формы: овальной, круглой (Дети изображают, взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И начало нагревать лужу (встать, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и маленькие пары стали подниматься вверх, им стало тепло, и они разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются в разные стороны, держа руки в стороны). Когда они полетели вверх, им становилось холодно, капельки стали соединяться и превратились в одно большое облако. Капелек накопилось много и облака стали тяжёлыми, тёмными. Он они разорвались и пролились на землю дождём. (Дети присели). Молодцы. А теперь новая загадка. Что же мы видим на ней? Стакан с водой. В нём на-ходится зелёная палочка. А почему мы видим? Посмотрите. Что у меня в стакане? (Вода) Теперь я опускаю в него ложку (ложка видна). Как вы угадали? Потому что видно, значит вода, какая? Прозрачная. А если я в стакан с молоком опущу ложку? (ложка не видна). И еще один стакан с соком (ложка тоже не видна). Какой мы можем сделать вывод? ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ. Посмотрите. Ещё есть загадка. Что вы видите? Стакан, вода, краска, кисточ-ка. Попробуем, попробуем, что у нас получится? У вас на столах стаканы, с какой водой? (Прозрачной) Кисточки и краска разного цвета. Возьмите кис-точку, наберите краску и опустите в стакан. Какого цвета вода? (Жёлтая, красная, синяя) Почему? (Потому что вода отличный растворитель. Она окрасила воду) ВОДА ЛЕГКО ОКРАШИВАЕТСЯ В ЛЮБОЙ ЦВЕТ. Никита, найди загадку. Что же мы видим на схеме? Сосулька тает. Что же это может означать? Зимой капелька воды превращается во что? (Лед) Правильно. Когда я была маленькой, мама часто рассказывала сказки. Послушайте сказку. Однажды бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку. Побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица. Куда же пропала льдинка? (растаяла) Правильно. Проверим? Мы с вами заморозили воду в формах. Положите по льдинке на ладонь. Ка-кая льдинка? Холодная, скользкая. Сожмите её. Какая она? (Твёрдая.) Что с ней происходит? (Она тает) Почему тает? (Потому что ладонь тёплая.) Итак мы подтвердили, что лёд тает. Значит, ВОДА МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ТВЁРДОЕ СОСТОЯНИЕ. ТАЕТ И ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ. Молодцы, отгадали загадку. Воспитатель. Осталась последняя загадка. Что же мы видим. Стакан, лимон перечёркнутый? Что же это может означать? Что за сюрприз нам приготовила Капелька. Воспитатель наливает в стаканчики сначала воду. Воспитатель. Попробуйте, какая вода в стаканчиках. А в этом стаканчике, какая вода? (Простая. В ней ничего не развели, она не имеет вкуса, безвкусная) Во втором стакане, какая вода? (Сладкая) Почему? (Потому что в ней развели сахар) А в этом какая? Соленая) Почему? (В ней развели соль) А в другом? (Кислая) Почему? (Потому что в ней развели лимонную кислоту) Значит, вода какая? ВОДА БЕЗВКУСНАЯ. МОЖЕТ РАСТВОРЯТЬ ВЕЩЕСТВА. Видео. Капелька. Молодцы, ребята! Все мои загадки разгадали и можете взять их домой. А под ёлочкой вас ждёт сюрприз. Домой вернуться вам по-может мой волшебный зонт. Берем в руки капельки и говорим слова. Друг наш, зонтик, — раз, два, три! В ребят нас преврати! Детям на память дарят маленькие символы – капельки. Воспитатель. Вот мы и побывали в царстве Воды. Ребята, а мамам сможете рассказать об этом? (Вода прозрачная, текучая. Может быть в жидком, твёрдом состоянии. Вода безвкусная, может растворять вещества. Вода прозрачная, легко окрашивается в любой цвет)
|