Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фрагмент познавательного занятия с использованием ТРИЗ технологий (системный оператор)
Познание
Автор: Фоменко Наталья Алексеевна Смехнова Маргарита Алексеевна   
13.02.2025 21:19

Фрагмент познавательного занятия с использованием ТРИЗ технологий (системный оператор)Фрагмент познавательного занятия с использованием ТРИЗ технологий (системный оператор)

Познавательное занятие с использованием технологии ТРИЗ (старший дошкольный возраст) Тема: «Дерево»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад №21 комбинированного вида

Составила воспитатель первой квалификационной категории: Смехнова Маргарита Алексеевна, Фоменко Наталья Алексеевна

Цель:

Дать детям элементарные экологические представления о дереве, лесе; развивать умение выявлять и разрешать противоречия, проблемные ситуации; закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы.

 

Скачать конспект

Материал к занятию: «Волшебный экран» с 9 экранами, картинками по теме занятия; цветные карандаши; чистые листы бумаги.

Предварительная работа:

Рассматривание с детьми разных пород деревьев и его частей; чтение рассказа Л.Н. Толстого «Яблони».

Организационный момент.

Воспитатель звенит колокольчиком:

Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Основная часть.
Ребята, давайте теперь пройдем за столы.

Воспитатель читает стихотворение:

Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Это что-то из чего-то…

Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми,
На экране рассмотри…

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с «волшебным экраном». Если вы отгадаете загадку, то предмет –отгадка появится на экране

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Дети: это дерево.

(дети вставляют картинку в первый экран)

Воспитатель:

Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…

- Для чего нужны деревья?

Дети: прохлада, чистота, свежий воздух, красота, здоровье и т.д.

Воспитатель:

Это что-то часть чего-то…

Хотите, чтобы открылся второй экран?

Дети: да

Воспитатель:

Тогда отгадайте загадку. И узнаете, частью чего является дерево.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!

Дети: Лес

(дети вставляют картинку во второй экран)

Воспитатель:

Это что-то из чего-то…

- Из каких частей состоит дерево?

Дети: корень, ствол, ветки, листья.

(дети вставляют картинку в третий экран)

Воспитатель:

Чем-то было это что-то…

- Чем было дерево в прошлом?

Дети: семя, росток, саженец.

(дети вставляют картинку в четвертый экран)

Воспитатель:

Что-то будет с этим что-то…

-Давайте подумаем, что произойдет с деревом в будущем?

Дети: оно станет выше, толще, пеньком, состарится.

(дети вставляют картинку в пятый экран)

Молодцы ребята! Вижу вы немного устали, самое время отдохнуть. Встаньте пожалуйста около своих стульев.

Физминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз – наклон и два наклон,

Зашумел листвою клен.

Вот и отдохнули. Продолжаем работать, садимся на свои места.

Ребята, а сейчас самое интересное! Предлагают пофантазировать и представить, каким будет дерево в будущем. Какие будут у дерева корни, ствол, ветки, листья.

Самостоятельная деятельность детей за столами.

После того как дети нарисовали рисунки, по очереди рассказывают про свои деревья

(дети вставляют рисунки в шестой экран)

Рефлексия: Ребята, что мы сейчас с вами делали?

Что нового вы узнали?

Лев Николаевич Толстой

«Яблони»

Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завёртывал соломою от зайцев. На четвёртый год, когда сошёл снег, я пошёл смотреть свои яблони. Они потолстели в зиму; кора на них была глянцевитая и налитая; сучки все были целы и на всех кончиках и на развилинках сидели круглые, как горошинки, цветовые почки. Кое-где уже лопнули распукалки и виднелись алые края цветовых листьев. Я знал, что все распуколки будут цветами и плодами, и радовался, глядя на свои яблони. Но когда я развернул первую яблоню, я увидал, что внизу, над самой землёю, кора яблони обгрызена кругом по самую древесину, как белое кольцо. Это сделали мыши. Я развернул другую яблоню — и на другой было то же самое. Из двухсот яблонь ни одной не осталось целой. Я замазал обгрызенные места смолою и воском; но когда яблони распустились, цветы их сейчас же спали. Вышли маленькие листики — и те завяли и засохли. Кора сморщилась и почернела. Из двухсот яблонь осталось только девять. На этих девяти яблонях кора была не кругом объедена, а в белом кольце оставалась полоска коры. На этих полосках, в том месте, где расходилась кора, сделались наросты, и яблони хотя и поболели, но пошли. Остальные все пропали, только ниже обгрызенных мест пошли отростки, и то всё дикие.

Кора у деревьев — те же жилы у человека: чрез жилы кровь ходит по человеку — и чрез кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листья и цвет. Можно из дерева выдолбить всё нутро, как это бывает у старых лозин, но только бы кора была жива — и дерево будет жить; но если кора пропадёт, дерево пропало. Если человеку подрезать жилы, он умрёт, во-первых, потому, что кровь вытечет, а во-вторых, потому, что крови не будет уже ходу по телу.

Так и берёза засыхает, когда ребята продолбят лунку, чтобы пить сок, и весь сок вытечет.

Так и яблони пропали оттого, что мыши объели всю кору кругом, и соку уже не было хода из кореньев в сучья, листья и цвет.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год