Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Познание
Автор: Комарова Екатерина Александровна   
17.03.2025 21:08

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Экспериментальная деятельность занимает важное место в образовательном процессе, способствуя развитию познавательной активности у детей. В современном мире, где инновации и наука играют ключевую роль, умение исследовать и экспериментировать становится необходимым навыком для подрастающего поколения. В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется развитию познавательной активности детей. Естественным способом познания мира для ребенка является экспериментирование-деятельность, основанная на личном опыте и непосредственном взаимодействии с окружающей средой.

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребенок учиться анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

 

В чем заключается роль педагога в процессе экспериментирования? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, побуждать любознательность и познавательную активность у детей. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует познавательно-исследовательскую деятельность.

Эксперименты могут быть как организованными, так и спонтанными. Важно стимулировать детей к самостоятельным исследованиям. Это может быть реализовано через проектную деятельность, когда дети сами выбирают тематику и порядок проведения экспериментов. Такой подход позволяет развивать критическое мышление, креативность и навыки командной работы.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и поэтапно.

На первом этапе педагог сам ставит проблему и намечет основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно недостаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний, дошкольники, становятся более самостоятельными в поиске решения.

На втором этапе педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск).

Педагог, лишь, в крайнем случае оказывает минимальную помощь. Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому, основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Структура экспериментальной деятельности

1. Этапы проведения:

  • Постановка цели
  • Формулировка гипотезы
  • Подбор материалов
  • Проведение опыта
  • Фиксация результатов
  • Формулировка выводов

2. Требования к оборудованию:

  • Безопасность использования
  • Надежность конструкции
  • Простота обращения
  • Возможность многократного использования

3. Методы фиксации данных:

  • Фотографирование
  • Рисование схем
  • Составление описаний
  • Ведение дневника наблюдений

Методы и формы проведения экспериментов

Эксперименты могут быть разными по форме и содержанию. Основные методы, которые могут использоваться, включают:

  1. Наблюдение- дети учатся наблюдать за природными явлениями и процессами, задавать вопросы и делать выводы.
  2. Практическая деятельность-выполнение простых экспериментов, таких как исследования свойств воды, воздуха, света или растений.
  3. Игровые формы-создание игровых ситуаций, где дети могут проводить «научные исследования» в рамках игры.

Темы для экспериментов

Темы для проведения экспериментов могут быть разнообразными и заинтересовать детей:

  • Исследования свойств материалов (твердость, гибкость, растворимость)
  • Опыты с водой (смешивание, выпаривание, замерзание).
  • Элементы физики (свет, звук, движение)
  • Знакомство с растениями (рост, условия для роста, состав почвы).

Заключение

Успех экспериментальной деятельности во многом зависит от готовности педагога поддерживать детскую инициативу и создавать условия для самостоятельной исследовательской деятельности. Систематическое проведение экспериментов помогает ребенку стать активным участником образовательного процесса и формирует основу для дальнейшего успешного обучения. Важно помнить, что экспериментирование должно быть систематическим и целенаправленным, а не случайным и эпизодическим. Только в этом случае можно достичь устойчивых положительных результатов в развитии детей.

Создание благоприятных условий для экспериментирования в образовательных учреждениях поможет детям стать успешными и активными участниками образовательного процесса.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год