Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Познание
Автор: Свяжина Татьяна Анатольевна   
25.05.2025 16:49

«Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»«Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Свяжина Татьяна Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №22» Свердловская область, г.Алапаевск

Аннотация:

В статье рассматривается сущность дидактических игр как средства познавательного развития ребёнка дошкольного возраста, а также представлен анализ их структурных компонентов.

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательные действия, познавательный интерес, дошкольный возраст.

 

любознательность способствует формированию навыков, эффективных и интересных.

Они позволяют обучать детей дошкольного возраста. Дидактические игры являются важным инструментом в педагогической практике, способствующим развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Значение дидактических игр в развитии дошкольников

Дошкольный возраст — это период активного познавательного развития. В этот период у детей формируются основы восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Использование дидактических игр позволяет реализовать эти процессы через игру, что значительно повышает мотивацию ребёнка к обучению.

Дидактические игры стимулируют развитие познавательных интересов, способствуют закреплению знаний и умений, развивают логическое мышление, наблюдательность и воображение. Они помогают детям усваивать новые концепции, учатся сравнивать, классифицировать и анализировать окружающий мир.

Основные виды дидактических игр и их роль

Игры на развитие восприятия и внимания

Например, игры на поиск отличий, сортировка предметов по признакам, игры с карточками. Такие игры учат детей сосредотачиваться, замечать важные детали, развивают зрительно-образное восприятие.

Игры на развитие памяти

Например, игры "Запомни и повтори", "Что было сначала?" помогают укреплять память, учат детей запоминать последовательность событий или предметов.

Игры на развитие логического мышления

К примеру, игры на установление причинно-следственных связей, классификация объектов по признакам, решение простых задач. Они развивают умение анализировать и делать выводы.

Игры на развитие речи и коммуникативных навыков

Ролевые игры, загадки, сочинение рассказов помогают расширять словарный запас, формировать умение выражать свои мысли и взаимодействовать с другими.

Организация дидактических игр в образовательном процессе

Для эффективного использования дидактических игр педагогам рекомендуется учитывать возрастные особенности детей, их индивидуальные потребности и уровни развития. Важно подбирать игры, соответствующие текущему уровню познавательных способностей, и постепенно усложнять задания.

Также необходимо создавать позитивную и доверительную атмосферу, поощрять инициативу и самостоятельность детей. Игры должны быть краткими, разнообразными, интерактивными и содержать четкую цель.

Заключение

Дидактические игры — это мощное средство познавательного развития детей дошкольного возраста, которое способствует формированию у малышей заинтересованности к обучению, развитию когнитивных процессов и подготовке к школе. Их использование в педагогической практике позволяет сделать обучение ярким, увлекательным и плодотворным, создавая условия для гармоничного развития личности ребенка.

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

Бондаренко. А. К. "Дидактические игры в детском саду"

Список литературы:

  • «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» Бондаренко. А. К. "Дидактические игры в детском саду"
  • Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия — М.: Карапуз, 2017г.
  • Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2017г.
  • Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: ООО ИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом. XXI век, 2010. – 189 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год