Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Вода – это жизнь»
Познание
Автор: Игнатченко Елена Владимировна Рубанова Ольга Ивановна   
06.10.2025 08:13

*Игнатченко Елена Владимировна

Опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Вода – это жизнь»

Пояснительная записка

Цель: Вызывать интерес и развивать познавательную активность ребёнка к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания.

Задачи:

  • Образовательные: -совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды через опытно – экспериментальную деятельность.
  • Развивающие-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
  • Воспитательные-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

 

Форма проведения: опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе

Метод проведения: наглядный, словесный, игровой, метод поощрения.

Возраст детей: 6-7 лет.

Условия для проведения: групповая комната

Оборудование: капельки (из бумаги), одноразовые халаты медицинские халаты и шапочки на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, стаканчики с молоком на каждого ребенка, пуговицы, чеснок, лимон, тарелки с молоком на каждого ребенка, пипетки, моющее средство, ватные палочки.

Методические советы на подготовительный период

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»

План мероприятия

I.Организационный момент

II. Основные этапы мероприятия

  1. Загадки с презентацией.
  2. Гимнастика для глаз «песни воды».

Опыты с водой. 1. Вода – растворитель2. Какой формы вода? 3. Какого цвета вода?

3. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

4. Опыты с водой. 4. Вода не имеет собственного запаха. 5. Салют в тарелке

III. Итог мероприятия. Рефлексия.

I. Организационный момент

Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу (Вода)

Правильно, сегодня 22марта вся страна отмечает праздник – День Воды.

Ребёнок читает стихотворение:

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах, озёрах, родниках, прудах, болотах, ручьях. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля. (Показ иллюстраций). Звучит музыка «Вальс воды»

А кому нужна вода? Насекомым, животным, человеку и т. д. (показ иллюстраций). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода — это жизнь и воду надо беречь.

  • Ведущий: Есть чудесная водица, без нее нам не прожить, Н е умыться, не напиться и здоровыми не быть. Утром только лишь проснешься — сразу личико умой. Будешь чистым и красивым, подружись скорей с водой.

Дискотека с Машей под песню «Если утром дети умываются» из м/ф «Маша и медведь».

- У меня естьчудесные капельки. Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем где в нашей группе могут жить капельки. З (вучитмузыка Фредерик Шопен «Вальс дождя»)

«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»!

– Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?

– Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима. (приклеивают капельку из бумаги к цветочному горшку).

– Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевой водой).

– В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).

– И из крана по водопроводным трубам к нам в группу течет вода! (приклеиваем капельку).

ФизкультминуткаК речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

II. Основные этапы мероприятия Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию «Почемучек». Нам предстоит серьезная работас интересными опытами и открытиями. Вы готовы?

Но сначала, отгадайте-ка загадки. Демонстрируется презентация «Круговорот воды в природе». Загадка изображена на слайде, дети отгадывают.

1. Где он только не бывает,

Там водица прибывает.

Не имеет рук и ног,

Но водою всех польет. Дети — (дождь).

2. С небес к нам падает она,

Ажурна, очень холодна.

К нам упала на ресницы,

Превратилась вся в водицу. Дети — (снежинка)

3. Кто бежит по горным склонам,

тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

прячет хвостик голубой? (ручеек)

4. Стало хмуро за окном,

дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи появились всюду... (лужи)

5. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке (снежинка)

6. Мы говорим: она течет;

Мы говорим, она играет;

Она бежит всегда вперед;

Но никуда не убегает. (вода)

7. Очень добродушная, я мягкая послушная,

Но когда я захочу, даже камень источу. (вода)

8. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)

9. Висит под окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

10. Если солнце не смеётся,

Что с небес на землю льётся? (дождь)

11. Он появляется тогда,

Когда замёрзнет пруд, река.

На нём так трудно удержаться,

Но любим по нему кататься… (Лёд)

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «песни воды»

На стенде в углах висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

Море

Шириною широко,

Глубиною далеко.

Грозно день и ночь

О берег бьётся.

Дождь

Мочит рощу, лес и луг!

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч – он вождь!

Поливает землю …дождь!

Ручей

Ручей бежит по горным склонам,

Тараторя сам собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой.

Водопад

С высоты большой срываясь,

Водопад ревёт.

И о скалы разбиваясь

Пеною поёт.

Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. А сейчас пройдём к нашим лабораторным столам. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.) — Давайте наденем фартуки и сядем за столы. Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Вода – растворитель.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

Опыт 2. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда,

в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте

они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так водане имеет формы.

Опыт 3. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей).

- А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду пуговицу видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим в ее пуговицу. Пуговицы не видено. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и

собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и

стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку

выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой

реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут

вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой.

А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали

лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме

Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки

испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне,

я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки,

расскажите мне, как вы путешествовали, что делали?

(ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу,

как это путешествие называется в природе? (ответы детей).

- Круговорот воды в природе.

- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. — Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Понюхать стакан с водой. (Ответы детей)

Затем предложить положить в воду чеснок и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Затем предложить положить кусочек лимона и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт 5. Салют в тарелке.

- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски (зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой.

- Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!

- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.

- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

III. Итог мероприятия. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории Почемучек?

- Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили?

  • Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу

вы сегодня были настоящими лаборантами.

Методические советы организаторам и постановщикам: опытно – эксперементальнуюдеятельность можно проводить в групповой комнате или в музыкальном зале.

Методические советы на период ближайшего последействия: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, рисование.

Библиографический список:

  1. Авдеева Н.Н, Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. — Ярославль: Академия развития, 2017.
  2. Алексеева Е.Н. Экология — здоровья. //Дошкольное воспитание. -2000. -№7. – С. 15-20.
  3. Бобылева Л.К. Экологические знания дошкольникам. //Дошкольное воспитание. 1997. -№7. С. 16-19.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс», 2021.
  5. Рыжова Н.А. Наш дом- природа. Волшебная вода. Москва, 2020
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год