Опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Вода – это жизнь» |
Познание | |||
Автор: Игнатченко Елена Владимировна Рубанова Ольга Ивановна | |||
06.10.2025 08:13 | |||
Опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе «Вода – это жизнь» Пояснительная записка Цель: Вызывать интерес и развивать познавательную активность ребёнка к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания. Задачи:
Форма проведения: опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе Метод проведения: наглядный, словесный, игровой, метод поощрения. Возраст детей: 6-7 лет. Условия для проведения: групповая комната Оборудование: капельки (из бумаги), одноразовые халаты медицинские халаты и шапочки на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, стаканчики с молоком на каждого ребенка, пуговицы, чеснок, лимон, тарелки с молоком на каждого ребенка, пипетки, моющее средство, ватные палочки. Методические советы на подготовительный период
План мероприятия I.Организационный момент II. Основные этапы мероприятия
Опыты с водой. 1. Вода – растворитель2. Какой формы вода? 3. Какого цвета вода? 3. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» 4. Опыты с водой. 4. Вода не имеет собственного запаха. 5. Салют в тарелке III. Итог мероприятия. Рефлексия. I. Организационный момент Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу (Вода) Правильно, сегодня 22марта вся страна отмечает праздник – День Воды. Ребёнок читает стихотворение: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает. На плите у вас кипит, паром чайника шипит, Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах, озёрах, родниках, прудах, болотах, ручьях. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля. (Показ иллюстраций). Звучит музыка «Вальс воды» А кому нужна вода? Насекомым, животным, человеку и т. д. (показ иллюстраций). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода — это жизнь и воду надо беречь.
Дискотека с Машей под песню «Если утром дети умываются» из м/ф «Маша и медведь». - У меня естьчудесные капельки. Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем где в нашей группе могут жить капельки. З (вучитмузыка Фредерик Шопен «Вальс дождя») «Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»! – Подумайте, живут ли капельки в уголке природы? – Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима. (приклеивают капельку из бумаги к цветочному горшку). – Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевой водой). – В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку). – И из крана по водопроводным трубам к нам в группу течет вода! (приклеиваем капельку). ФизкультминуткаК речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте) Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе) Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши) Вот как славно освежились. (встряхиваем руками) Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед) Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно) Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте) Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой. II. Основные этапы мероприятия Практическая (Опытно-экспериментальная) - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию «Почемучек». Нам предстоит серьезная работас интересными опытами и открытиями. Вы готовы? Но сначала, отгадайте-ка загадки. Демонстрируется презентация «Круговорот воды в природе». Загадка изображена на слайде, дети отгадывают. 1. Где он только не бывает, Там водица прибывает. Не имеет рук и ног, Но водою всех польет. Дети — (дождь). 2. С небес к нам падает она, Ажурна, очень холодна. К нам упала на ресницы, Превратилась вся в водицу. Дети — (снежинка) 3. Кто бежит по горным склонам, тараторя сам с собой, И в густой траве зелёной прячет хвостик голубой? (ручеек) 4. Стало хмуро за окном, дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи появились всюду... (лужи) 5. Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке (снежинка) 6. Мы говорим: она течет; Мы говорим, она играет; Она бежит всегда вперед; Но никуда не убегает. (вода) 7. Очень добродушная, я мягкая послушная, Но когда я захочу, даже камень источу. (вода) 8. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода) 9. Висит под окошком кулек ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (сосулька) 10. Если солнце не смеётся, Что с небес на землю льётся? (дождь) 11. Он появляется тогда, Когда замёрзнет пруд, река. На нём так трудно удержаться, Но любим по нему кататься… (Лёд) Дидактическая игра и гимнастика для глаз «песни воды» На стенде в углах висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам. Море Шириною широко, Глубиною далеко. Грозно день и ночь О берег бьётся. Дождь Мочит рощу, лес и луг! Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч – он вождь! Поливает землю …дождь! Ручей Ручей бежит по горным склонам, Тараторя сам собой, И в густой траве зелёной Прячет хвостик голубой. Водопад С высоты большой срываясь, Водопад ревёт. И о скалы разбиваясь Пеною поёт. Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. А сейчас пройдём к нашим лабораторным столам. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.) — Давайте наденем фартуки и сядем за столы. Приступим к нашему исследованию. Опыт 1. Вода – растворитель. - Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили. Опыт 2. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так водане имеет формы. Опыт 3. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей). - А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду пуговицу видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим в ее пуговицу. Пуговицы не видено. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» - Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне, я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки, расскажите мне, как вы путешествовали, что делали? (ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу, как это путешествие называется в природе? (ответы детей). - Круговорот воды в природе. - Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. — Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе. Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Понюхать стакан с водой. (Ответы детей) Затем предложить положить в воду чеснок и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Затем предложить положить кусочек лимона и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Опыт 5. Салют в тарелке. - Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски (зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой. - Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться! - Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком. - Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке! III. Итог мероприятия. Рефлексия. - Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории Почемучек? - Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили?
вы сегодня были настоящими лаборантами. Методические советы организаторам и постановщикам: опытно – эксперементальнуюдеятельность можно проводить в групповой комнате или в музыкальном зале. Методические советы на период ближайшего последействия: наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, рисование. Библиографический список:
|