КОНСПЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «НЕВЕРОЯТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С СОЛЬЮ» |
Познание | |||
Автор: Гончарова Наталья Николаевна | |||
02.10.2025 14:10 | |||
Гончарова Н.Н, воспитатель ГБОУ Школа № 2109 (дошкольное отделение «Сказочный домик») Цель: сформировать представления у детей о возможностях соли, её свойствах используя опытно-исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные задачи: 1. Познакомить детей с русскими народными и другими национальными произведениями, в которых описывалась соль и её особенности. Воспитательные задачи: 2. Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе. 3. Приучать детей соблюдать установленные в ходе опытно-исследовательской деятельности правила. Развивающие задачи: 4. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. 5. Повышать познавательную активность и интерес. 6. Стимулировать потребность задавать вопросы, ставить гипотезы, делать выводы.
Оборудование и материалы: Предварительная работа: Тексты для чтения: сказка «Соль» (русская народная сказка), рассказ «Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать», (автор: В.В. Бианки), сказка «Соль дороже золота» (словацкая сказка), сказка «Соль в кушанье» (румынская сказка), сказка «Хлеб и соль» (итальянская сказка). Основная работа: Мультимедийное оборудование: компьютер, доска (для показа слайдов, презентаций), музыка (тихая, спокойная, в процессе работы над экспериментом). Материал для эксперимента: мешочки с заданиями, письмо, соль крупная, соль мелкая, соль цветная, ложечки для смешивания, кусочки картофеля. Ход эксперимента: Введение: Вовлечение детей в эксперимент (2-3 минуты): Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней» (воспитатель открывает посылку, в которой лежат письмо и несколько мешочков соли). Воспитатель: «Садиться в круг, и послушайте письмо» (воспитатель открывает конверт). «В нем загадка» (воспитатель зачитывает загадку детям). Воспитатель: «Без нее, ребята, повар, просто, как без рук. И становится вся пища несъедобной вдруг, Если в ранку попадает – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались, ну конечно это…» (ответы детей). Основной ход эксперимента (20 минут): Задание 1. «Изучаем историю соли» (5-7 минут): Воспитатель: «А еще в письме написано задание для нас – “Прочитайте названия на всех мешочках и загляните в них. Удачи”. Давайте же посмотрим, что храниться в мешочках, которые мы получили по почте» (воспитатель достает мешочек с номером 1). Воспитатель: «Этот мешочек называется «История соли», а значит, нам нужно узнать как можно больше о соли» (воспитатель показывает презентацию, где отражается информация о том, откуда берётся соль, для чего она нудна, какая бывает соль). Задание 2. Игра «Солим — не солим» (5 минут): Воспитатель: «А теперь ребята, пора доставать мешочек № 2. Давайте потрогаем, что в нем» (дети опускают по очереди руку в мешочек). Воспитатель: «Здесь тоже соль. А еще здесь прячется записка с правилами новой игры. Готовы поиграть!» (ответы детей). Воспитатель: «Я буду называть различные продукты, фрукты, овощи. Если их можно посолить вы должны высоко подпрыгнуть, если посолить нельзя – стойте на месте». Далее педагог перечисляет: «Банан, огурец, помидор, тесто, компот, суп, макароны, картофель, кабачок, клубника, котлета, каша» (дети выполняют инструкцию к игре). Воспитатель: «Какие вы молодцы! Ни разу не запутались. А теперь пришло время изучить мешочек №3». Задание 3. «Опыт с солью» (10-20 минут): Воспитатель: «Для этого всем надо сесть за столы» (дети садятся за столы). Воспитатель: «Давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать при проведении опытов:
Опыт № 1. «Какая соль по цвету, запаху, вкусу»: Воспитатель: «Перед вами 2 стаканчика с солью, посмотрите какая соль в них лежит, и скажите, какая она по цвету?» (ответы детей). Воспитатель: «Теперь понюхайте. Соль чем-то пахнет?» (ответы детей). Воспитатель: «Давайте вспомним, какая она на вкус?» А скажите, какая она по вкусу?» (ответы детей). Опыт № 2. «Из чего состоит соль?»: Воспитатель: «А теперь возьмите ложечку и насыпьте понемногу каждой соли на тарелочку, можете потрогать ее пальчиком и надавить ложкой на крупную соль. Что мы слышим?» (она хрустит, сыплется). Воспитатель: «Какой вывод можно сделать?» (воспитатель помогает детям сделать вывод: соль твердая, сыпучая, состоит из кристаллов). Опыт № 3. «Растворимость в воде»: Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, соль растворяется в воде?» (ответы детей). Воспитатель: «Тогда давайте проверим. Насыпьте в стаканчик № 1 мелкую соль и размешайте ложечкой. А теперь насыпьте немного другой соли и тоже размешайте. Какой вывод можно сделать?» (воспитатель помогает детям сделать выводы о том, что соль растворилась, а также, что мелкая растворяется быстрее, крупная дольше). Опыт №4. «Плавающий картофель»: Воспитатель: «Ребята, наша вода стала соленой. Сейчас я предлагаю вам проверить, как соль повлияла на воду. Бросим кусочек картофеля в оба стаканчика и понаблюдаем, что происходит?» (воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что соленая вода выталкивает предметы). Подведение итогов эксперимента (1-2 минуты): Воспитатель: «И так ребята, какие выводы мы можем с вами сделать после проведения нашего эксперимента?» (воспитатель помогает детям сделать выводы): «Соль – белая, без запаха, соленая на вкус. Соль – твердая, сыпучая, состоит из кристаллов. Соль растворяется в воде и влияет на состояние воды». Задание 4. «Применение соли» (5-7 минут): Воспитатель: «Ребята, а у нас в посылке остался мешочек №4» (воспитатель достает из мешочка разноцветные пакетики с солью и рассказывает о её применении, сопровождает свой рассказ показом картинок о применении соли). Воспитатель: «Человек использует соль для приготовления пищи и подсаливания продуктов. Также при консервировании овощей, грибов, приготовлении консервов» (показывает картинки с иллюстрацией солений, различных блюд, в которые можно добавить соль). Воспитатель: «Соль используется в медицине для лечения людей. В соляных комнатах и пещерах люди дышат, воздух в них очищен от микроорганизмов; соляными растворами промывают нос, горло, используют растворы для полосканий горла; солевые компрессы накладывают при ушибах» (показывает иллюстрации). Воспитатель: «Соль человек использует в быту. Можно отчистить загрязненную посуду, посыпать зимой дорожки, чтобы не было скользко. При производстве стекла, плиток тоже используют соль» (показывает иллюстрации). Воспитатель: «Соль нужна животным. Ее едят лоси, олени, косули. Лесничие подкладывают в деревянные кормушки для этих животных солевые камни» (показывает иллюстрации). Подведение итогов эксперимента (5 минут): Воспитатель: «Ребята, что для вас сегодня было самым интересным? Какое открытие для себя вы сегодня сделали? Что больше всего вам запомнилось из нашего эксперимента?» (ответы детей). Фото-галерея опытно-исследовательской деятельности
|