ПАСПОРТ ПРОЕКТА «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
Цель проекта: развитие свободной творческой личности ребенка, познавательных и творческих способностей.
Задачи проекта:
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Расширять представления детей о диких животных, об образе жизни, питании, жилищах, о том, как звери зимуют. Учить устанавливать зависимость жизни зверей зимой от наличия пищи и приспособленности к местам обитания.
- Уточнять и расширять словарь (предметный, глагольный и качественный) по лексической теме «Дикие животные», формировать лексико-грамматические навыки.
- Учить детей описывать внешний вид диких животных, развивать связанную речь.
- Развивать мышление, восприятие, воображения, память, внимание.
- Вызвать интерес к жизни животных.
Скачать конспект
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат к концу проекта:
- У детей сформированы знания о диких животных (живут в природе, сами добывают пищу, устраивают жилища).
- Дети имеют разнообразные представления том, что звери зимуют по-разному: одни спят, другие ведут подвижный образ жизни.
- Дети понимают обобщающее значение слов «Дикие животные».
- Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.
- Дети могут применять самостоятельно усвоенные знания для решения новых задач (устанавливать зависимость жизни зверей зимой от наличия пищи и приспособленности к местам обитания).
- Дети составляют описательные рассказы из 3-4 простых предложений о диких животных.
- Дети способны предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
Продукты проектной деятельности:
- Лепка «Грибочки и орешки для белочки».
- Рисование « «Зайка серенький стал беленьким» с элементами аппликации.
- Изготовление альбома детских работ «Лесные жители».
- Инсценировка сказки «Теремок».
- Выставки поделок из природного материала «Любимые животные».
- Итоговое занятие в форме выпуска передачи «В мире животных».
- Оформление презентации проекта.
ПОЭТАПНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этап
|
Деятельность детей
|
Деятельность педагога
|
Подготовительный этап
|
1. Рассматривание иллюстраций («В лесу», «Жилища диких животных», «Кто что ест?» и др.).
2. Просмотр детских телепередач.
|
1.Подбор иллюстративного материала (предметных и сюжетных картинок по теме).
2.Оформление книжного уголка книгами по теме.
3. Чтение рассказов, сказок и стихов о диких животных.
К.Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Русская народная сказка «Колобок».
Русская народная сказка «Теремок».
|
Формулировка проблемы
|
1. Осознают и личностно воспринимают проблему.
2. Принимают задачи проекта
|
1.Беседа о жизни диких животных (как проводят зиму дикие звери? что они делают? чем питаются? и т.п.); рассматривание контурных силуэтов зверей (как выглядят? какого цвета должна быть шерсть?)
2.Формулирует задачи:
- подготовка выпуска телепередачи «В мире животных» с составлением интересного рассказа о животном нашего леса;
- изготовление альбома детских работ «Лесные жители» на основе контурных силуэтов.
|
Привлечение детей и родителей к участию в реализации намеченного плана
|
Работа по развитию речи и познания
|
Принимают активное участие в реализации намеченного плана через игровую, художественно-продуктивную, познавательную двигательную и коммуникативную деятельность.
|
1. Способствует приобретению новых знаний и представлений детей о диких животных
2. Проводит работу по обогащению и активизации словаря в рамках темы, совершенствованию грамматического строя речи.
3. Учит детей описывать внешний вид диких животных, отгадывать загадки описательного характера.
4. Формирует навык пересказа.
5.Способствует сенсорному развитию и развитию психических функций.
|
Работа с семьёй
|
1.Разучивание
стихотворений, загадок по теме проекта.
2.Сбор информации о диком животном.
3.Изготовление поделок из природного материала «Любимые животные».
|
- Оформляет родительский уголок: размещение статей, консультаций
2. Даёт практические рекомендации по теме проекта.
|
Творческая деятельность детей
|
1.Выбирают изобрази- тельные материалы.
2.Совместно составляют схему последовательности.
3.Экспериментирование - нетрадиционные техники выполнения (рисование: петелькой, штрихом, кляксография, губкой; аппликация: вклеивание мелконарезанных нитей и др.).
|
- Предоставляет различные изобразительные материалы.
- Оказывает практическую помощь.
- Ведёт совместно с детьми экспериментальную деятельность.
|
Итоговый этап
|
- Оформление альбома «Лесные жители» (контурные изображения диких животных, выполненные в разных техниках исполнения).
- Представляют продукт деятельности.
|
- Помощь в оформлении альбома детских работ.
- Проведение занятия в форме выпуска телепередачи «В мире животных».
- Ознакомление родителей с результатами проекта.
|
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
день неделООи
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
ОРГАНИЗУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
понедельник
|
Беседа о жизни диких животных.
Рисование с элементами аппликации «Зайка серенький стал беленьким»
|
Рассматривание фигурок диких животных (актуализация словаря)
Дидактическая игра «Кого не стало?» (зрительное восприятие)
Подвижная игра «Заяц Егорка» (координация речи и движения)
Театрализация сказки «Заюшкина избушка».
Игра «Спрячь зайку» (ориентировка в пространстве)
|
вторник
|
Развитие математических представлений
Беседа о музыкальном произведении.
«Зайчик дразнит медвежонка» пьеса
Д. Кабалевского.
|
Рассматривание картины «Белки» (серия С.Н.Николаевой, художник А.А.Келейников)
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»
Дидактическая игры « У кого кто?», «Угостим животных»
Инд. работа по лепке «Грибочки и орешки для белочки»
Подвижная игра «Волк, пастух и гуси».
Режиссерская игра с маленькими животными с использованием модели макета леса.
|
среда
|
Пересказ русской народной сказки «Теремок»
Конструирование «Теремок для всех зверей»
|
Отгадывание описательных загадок о диких животных.
Составление разрезных картинок по теме.
Театрализация (имитация повадок и движений животных, звукоподражание).
Дидактические игры «Кто, где живёт?», «Чьи следы?»
«Собери мишку» (игрушки на пуговицах)
Подвижная игра «Заяц Егорка» (повторение)
|
четверг
|
Комплексная коррекционно-развивающая работа
Изготовление альбома «Лесные жители»
|
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»
Описание внешнего вида диких животных.
Настольно – печатная игра «Чей домик?»
Чтение рассказов Н. Сладкова «Что зайцу делать?», «Как белке не простудиться?»
Подвижная игра «Волк, пастух и гуси» (повторение)
|
пятница
|
«В мире животных»
|
Рассматривание картинки «Что перепутал художник?» (зрительное внимание)
Дидактическая игра «Кто лишний?» (слуховое внимание)
Настольно – печатная игра «Зоологическое лото».
Прослушивание записи «Голоса животных».
Подвижная игра «Заяц Егорка» (повторение)
|
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности», - пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ТНР.
Решая в ходе проекта различные познавательно-практические задачи вместе с воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно (готовим выпуск телепередачи «В мире животных») обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах из жизни диких животных), адекватно общаться с окружающими.
Проект помогает повысить познавательную активность, желание узнать что-то новое об окружающем, своими познаниями дети не переставляли удивлять родителей, а порой даже и проверяли их: «Мама, а ты знаешь, кто спит зимой?» или «Кто, кроме зайца, меняет шубку?», «А кто из зверей жильё не устраивает?» и т.п. К этому процессу были вовлечены не только воспитанники, но и их родители.
Итоговым занятием стал открытый показ выпуска телепередачи «В мире животных» подготовленного детьми об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов.
С большим энтузиазмом дети отнеслись к изготовлению альбома «Лесные жители» на основе контурных силуэтов диких животных. Экспериментировали с различными материалами и техниками изготовления в поисках выразительной передачи образа животного, особенностей фактуры (шерсти) изображаемого объекта. Всё это способствовало развитию детского изобразительного творчества.
Работа в рамках нашего проекта строилась на основе интегрированного подхода, с применением метода моделирования, игровых обучающихся ситуаций, игры, исследовательской деятельности, наблюдений.
Итогом проекта стало обобщение результатов работы. Проект способствовал речевому развитию, позволил детям углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому, расширить знания о природе родного края. Дети получили ответы на интересующие их вопросы.
К проекту прилагается презентация.
ЛИТЕРАТУРА
- Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово, М. А. Васильевой. -3-е издание, испр. И доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Нищева Н.В.Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста.- СПб.: Паритет,2006.
- Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР – М.: ТЦ Сфера, 2012
- Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. –
М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
|