Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект проведения комплексной работы по ознакомлению детей с природой в старшой группе «Осень»
Занятия по теме "Осень"
Автор: Мошкова Елена Сергеевна Коняева Юлия Викторовна Маслихина Мария Николаевна   
01.02.2019 23:19

Конспект проведения комплексной работы по ознакомлению детей с природой в старшой группе «Осень»Конспект проведения комплексной работы по ознакомлению детей с природой в старшой группе «Осень»

Авторы:

  • Мошкова Елена Сергеевна
  • Коняева Юлия Викторовна
  • Маслихина Мария Николаевна

воспитатели ГБОУ Школа №402 им. Алии Молдагуловой Москва

Режимный процесс: Утренний прием. Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Образовательные задачи:

I) закрепить знания детей о деревьях (клен, липа, дуб, береза, рябина, ель, сосна)

 

II) учить определять и правильно называть с какого дерева листья и семена (плоды); кленовый – крылатки; липовый — орешки; березовый — сережки; рябиновки — ягоды; сосновые — шишки; дубовые – желуди.

Воспитательные задачи:

I) воспитывать бережное отношение к деревьям

Оборудование: большие карточки с изображением деревьев (Дуб, ель, клен, сосна, береза, рябина, липа). Маленькие карточки с изображением листьев и семян.

Содержание:

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей и в разных вариантах

  1. вар. Дети должны подобрать правильно к каждому дереву лис?
  2. вар. Подобрать к листу дерево
  3. вар. Исправь ошибку, дети должны правильно разложить листья к деревьям.

Режимный процесс: разгадывание кроссворда

Задачи:

  • повторять названия растений
  • закрепить умение детей отгадывать загадки

Воспитательные задачи:

  • развивать интеллект детей
  • воспитывать интерес к кроссвордам, ребусам, загадкам:

Содержание: Схема кроссворда:

Режимный процесс: Занятие. Беседа на тему "Растения осенью"

Образовательные задачи:

  • уточнить представления детей об осенних изменениях в природе (постепенно сокращается день, становится холоднее; часто идут холодные, моросящие дожди; дуют холодные ветры; небо серое и хмурое; желтеет трава; отцветают растения; листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску и опадают, остаются плоды и почки)
  • расширять знания о механизме листопада и взаимозависимости между явлениями живой и неживой природы
  • расширить знания о механизме отмирания листьев
  • закрепить знания детей о том, что существуют хвойные и лиственные деревья. Повторить и закрепить их названия (ель, сосна, лиственница — почему их так называют и относят к хвойным, а не лиственным деревьям)
  • закрепить знания детей, чем отличаются кустарники и деревья. Закрепить их названия (ель, сосна, береза, рябина, клен, дуб, липа, сирень, жасмин, облепиха, калина, шиповник)
  • дать знания детям, что хвойные деревья тоже сбрасывают и меняют хвою (ель 1:5/л; сосна 1:2/3 г)
  • активизировать словарь: крона, листопад, черенок, хвоинки, хвоя, облепиха, жасмин, шиповник, сирень, калина.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природа (растительный мир)
  • воспитывать интерес к изменениям, явлениям, происходящим в природе Оборудование:
  • схема-модель отмирания листа
  • листья, как раздаточный материал (30-32л)
  • ветка ели

Ход занятия:

Беседа "Растения осенью" Загадываю загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетали.

Если в огороде овощи убрали,

А у нас на клумба все цветы завяли,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, дети, как зовется?

- По каким признакам ясно, что сейчас осень?

- Какая сегодня погода. Есть ли солнце, какое небо?

- Вспомните долго ли светит солнце в течение дня?

- Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

- Зачем деревья сбрасывают листья?

Читаю рассказ Г.Р. Граубина "Зачем деревья сбрасывают листья"

Наши лиственные деревья живут очень долго (десятки, сотни лет), а вот листья у них "работают" всего один сезон.

И за это время все равно быстро изнашиваются. У зеленого листа вся поверхность покрыта прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями — устьицами. Под влиянием температуры и влажности воздуха устьица то открываются, то закрываются, как "форточки".

Вода, которую всасывает из почвы корень дерева, поднимается по стволу и ветками к листьям. Когда устьица открыты — из листьев испарится влага, и новые порции воды вновь подтягиваются через ствол в крону.

И поэтому сорванный с дерева лист быстро засыхает, потому что в него уже не поступает влага. А на дереве листья сочные и свежие — клетки живого листа всегда наполнены водой.

Деревьям нужно очень много воды, а зимой столько влаги из почвы не получить!

- Что такое листопад? Что это за явление?

Итак, первая причина листопада — деревья засушиваются от "зимней засухи"

Кроме того, листопад нужен деревьям и в лечебных целях. Потому что вместе в водой дерево втягивает из почвы различные минеральные вещества. Излишки этих веществ накапливаются в листьях. А если бы дерево не сбрасывало листья, то оно могло бы отравить себе. Вторая причина: дерево сбрасывает листья в лечебных целях.

Есть еще и третья причина листопада: защитить тонкие хрупкие ветки, дерева от тяжести выпавшего снега.

- Вспомните, какие деревья вы наблюдали во время экскурсии в прошлый четверг?

- У какого дерева самые тонкие ветки?

Представьте себе такую картину: снег выпал, а деревья еще не сбросили листья, и березки, у которых такие тонкие, хрупкие ветки под тяжестью снега согнулись в дугу. Их там придавило снегом, что вершины опустились до земли. А так может случиться с любым деревом.

Прошла зима, а деревья так и остались стоять согнутыми в дугу. Значит, деревья эти стали больными. Движение воды, минеральных веществ и соков, необходимых для жизни дерева, нарушено, и дерево просто засохнет, а значит умрет.

- Так зачем деревья сбрасывают листья?

- Почему начинают падать листья?

- Почему они легко отрываются от ветки?

Рассматриваем механизм отмирания листа, используя схему-модель. Использую листья, как раздаточный материал. Рассматриваем лист. Черенок — место прикрепления листа к дереву.

- На что похожи черенки в месте прикрепления к дереву? (на шляпку гвоздя)

Механизм отмирания листа (показываю и рассказываю)

  1. Ствол, по которому поступают влага из почвы и веткам и листьям
  2. Место прикрепления листа к дереву. Это место называется черешком. (Показываю на схему, а детям предлагаю найти на листе)
  3. В этом месте (между стволом дерева и листом) образуется пробковый слой, который преграждает поступление воды в листья. Лист постепенно отмирает, и достаточно легкого дуновения ветерка для того, чтобы лист оторвался и упал.

- Какие две группы деревьев вы знаете? Деревья бывают хвойные и лиственные.

- Назовите лиственные (хвойные) деревья Показываю ветку ели.

- Как называются листья хвойных деревьев? (хвоинки) Хвоинка – палочки короткие у ели, плотно сидят на ветках. Хвоинки — это тоже листочки, только необычной формы, как палочки.

То, что хвойные деревья никогда не меняют листья — это неправда. Хвойные деревья тоже меняют хвою (ель 1р. в 5 лет, а сосна 1р. в 2-3 года).

Сосны и ели круглый год стоят в зеленом наряде. Они остаются зелеными всю жизнь. Но отдельные хвоинки живут меньше, чем дерево.

Сосна и ель встречают весну тай же, как и лиственные деревья — у них распускаются почки и появляются новые побеги.

Первое время молодые побеги имеют светлую окраску, а потом со временем темнеют.

На следующий год все повторяется. Значит, хвойные деревья тоже меняют свою листву, только хвоинки опадают постепенно, не осе сразу, поэтому не так заметно, как лиственные. Почему у ели зимой под тяжестью снега не обламываются ветки- (ветки расположены под углом и с них как с горы, сползает скатывается лишний снег)

-Ребята, кто знает лиственницу — это хвойное или лиственное дерево?

- А почему это дерево называют лиственница?

- Чем лиственница отличается от ели и сосен? (она сбрасывает на зиму листву и за это сходство с лиственными деревьями получила свое имя). У хвойных растений семена созревают зимой. Где хранят свои семена хвойные деревья?

  • Кроме деревьев, какие еще растения готовятся к зиме? — кустарники

- Чем кустарники — от деревьев отличаются? (строением, несколько стволов, тоньше ветки)

  • Назовите несколько кустарников (сирень, калина, малина, шиповник, облепиха)

- А как изменяются травянистые растения? (желтеют, сохнут, вянут) Осенью созревают плоды и семена: на деревьях, кустарниках, травах, в огороде и в саду.

- Почему осень в народе называют "осень — собериха"?

А теперь я вам загадаю загадки:

  1. Зимой и летом одним цветом (ель, сосна)
  2. Ты ее узнаешь по простой примете, нет дерева белее на свете (береза)
  3. Только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Снимет с плеч ее долой.

(дерево)

4. Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела красные кораллы.

(рябина)

5. В золотой клубочек

Спрятался Дубочек

(желудь)

6. Весной одевается, осенью раздевается (лиственный лес)

Режимный процесс: Прогулка Дидактическая игра «Дерево или куст?»

Образовательные задачи:

Цель: — закрепить названия деревьев и кустарников (Деревья: береза, клон, липа, сосна, ель, дуб, рябина. Кустарники: жасмин, облепиха, сирень, калина, шиповник);

- формировать понятие: «дерево», «куст»

Подвижная игра «Белый тополь, зеленый тополь»

Образовательные задачи:

Цель: — закрепить умения детей играть командами и внимательно следить за игрой

- закрепить умения детей бегать, разбегаться сильнее, чтобы разорвать цепь

Рисование палкой на земле овощей и фруктов

Образовательные задачи: Цель: — закрепить и повторить с детьми название овощей и фруктов;

- закрепить у детей умение изображать овощи и фрукты:

- закрепить умение различать, что относится к овощам, что к фруктам

Оборудование: мяч

Ход занятия: Ход игры

I вариант

Поочередно кидаю каждому мяч и говорю название дерева или куста, а ребята должны по названию определить дерево это или куста. И кинуть мне обратно мяч со словом: «куст» или «дерево».

П вариант

Наоборот, я говорю слова: «куст» или «дерево», а дети мне называют, т.е. говорят название.

Ход игры: играющие делятся на 2 команды. Встают друг напротив друга.

I команда:

Белый тополь, зеленый тополь,

От нас кто вам лучше?

П команда: отвечает: кто им лучше (называют игрока) Названный игрок бежит и пытается разорвать цепь. Если разорвал, то берет любого игрока в свою команду. Если не разорвал, остается в команде противника, игра заканчивается подсчетом игроков в команде.

Рисую вазу или блюдо, а дети заполняют блюдо овощами, изображая их палочкой, а вазу фруктами. Уточняю, какой формы овощи и фрукты, где их выращивают, в каком виде употребляют з пищу, как называют людей, которые их выращивают.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год