Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по теме самообразования: «Рaзвитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ЗПР (ОНР) через технологию проектной деятельности»
Педагогика
Автор: Агапова Анжелика Васильевна   
02.03.2024 18:42

Опыт работы по теме самообразования: «Рaзвитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ЗПР (ОНР) через технологию проектной деятельности»Опыт работы по теме самообразования: «Рaзвитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ЗПР (ОНР) через технологию проектной деятельности»

Моё педагогическое кредо:

Тaк важно воспитать в ребенке личность,
Суметь посеять знания, добро.
Заставить думать, размышлять и верить,
Ведь логопеду другого не дано

Мой девиз:

Я знаю, я напрасно не тружусь,
Я – логопед и этим я горжусь!

Актуальность: Одна из актуальных проблем современного дошкольного образования — недостаточно сформированная коммуникативная компетентность, которая влечет за собой слабую подготовку ребенка к школе и препятствует успешному усвоению образовательной программы. Коммуникативные способности имеют немаловажное значение для развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Развитие коммуникативных навыков – воспитание способности эффективного общения и благополучного взаимодействия с окружением, что, без сомнения, реализуется на одном из этапов формирования функциональной грамотности дошкольников

Цель моей темы по самообразованию:

Повышение мастерства и профессиональной компетенции

Задачи:

  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Разработка диагностического инструментария
  • Создание «Педагогической копилки»
  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Недостаточно сформированная коммуникативная компетентность у дошкольников обусловливает недостаточную готовность ребенка к школе и успешное освоение образовательной программы.

Нaиболее благоприятный период для социально-коммуникативного развития ребенка — дошкольное детство, когда зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения с другими людьми.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. Отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности.

Коммуникативные компетентность- это умение общаться, договариваться, слушать, выражать свое мнение, развитие умения формулировать проблему и намечать пути её решения, развитие умения кратко излагать мысли.

В структуре коммуникативной компетентности нередко выделяют три компонента:

  • коммуникативные знания
  • коммуникативные умения
  • коммуникативные способности.

Коммуникативные знания – это знания о способах и средствах взаимодействия с окружающими людьми (знания о речи как средстве коммуникации, о вербальных и невербальных формах общения, о важности развития компонентов устной речи для эффективного взаимодействия со взрослыми и детьми).

Коммуникативные умения – это умение понимать речь окружающих людей и делать свою речь понятной для них, умение выражать свои чувства, мысли, планы, желания, задавать вопросы и т. д., используя вербальные и невербальные средства общения.

Коммуникативные способности – способность ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в ситуации общения, способность выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной формах общения.

Коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности проявляются в коммуникативной деятельности, в процессе общения ребенка с взрослыми и детьми.

Коммуникативная деятельность относительно дошкольного возраста рассматривается как самостоятельный процесс общения субъектов межличностного взаимодействия.

Коммуникативная компетентность детей с ОНР выражается в следующем:

  • выражается в снижение потребности в общении
  • незаинтересованности в контакте
  • неумение ориентироваться в ситуации общения
  • испытывает значительные трудности в общении объективные (само проявление речевых недостатков и субъективные (чувство неполноценности)

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Изменения в дошкольном образовании на современном этапе, переход к компетентностному образованию привлекли пристальное внимание к проектной деятельности (методу проектов). Метод проектов позволяет организовать обучение и развитие ребенка в процессе деятельности. В настоящий момент именно проектную деятельность можно рассматривать как средство формирования компетентностей дошкольника.

Проектная деятельность — это познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Проект — это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.

Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности.

В технологии проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

В рaмках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы педагогом.

Основной тезис современного понимания технологии проектной деятельности, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

При организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении проектный метод является одним из эффективных и перспективных.

Типы проектов

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов (по целевой установке): По доминирующему методу или виду деятельности существуют следующие виды проектов: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и др.

Технология проектной деятельности всегда ориентирована на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.

По продолжительности они бывают:

  • краткосрочными (одно или несколько занятий, одна-две недели),
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные (например, «Творчество А. С. Пушкина» — на учебный год).

Проектная деятельность учит:

  • ориентироваться в мире информации
  • превращать информацию в знания
  • самостоятельно приобретать и демонстрировать свои знания
  • прививать интерес к окружающему миру
  • сотрудничать с детьми и взрослыми
  • строить планы и добиваться цели
  • целенаправленному поиску информации.

Разработан диагностический инструментарий и проведена диагностика по развитию коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста через технологию проектной деятельности.

Реализованы проекты согласно с темой самообразования:

  • информационно – творческий проект: «Зимующие птицы»
  • информационно – творческий проект: «Осенняя пора, очей очарование»
  • практико — ориентированный проект: «Легкий ветерок»
  • практико- ориентированный проект: «Наши ловкие пальчики» по реализации инновационного проекта «ЗДОРОВЕЙ-КА»
  • познавательно – творческий проект: «Загадочный космос»
  • познавательно – творческий проект: «Игрушки»
  • познавательно – творческий проект: «Разноцветные листочки»
  • познавательно – творческий проект: «Моя мама лучше всех»
  • практико — ориентированный проект: «Югорская земля»
  • познавательно – творческий проект: «Овощи и фрукты – полезные продукты»
  • реализован познавательно – творческий проект: «Вот они какие животные»

В процессе работы над темой самообразования выступала на МО, в учреждении перед коллегами на педагогических чтениях, обобщая свой опыт работы.

Вывод:

Технология проектной деятельности актуальна и очень эффективна, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Свою тему по самообразованию считаю актуальной, т.к в процессе обследования, наблюдения за детьми выявила, что дошкольники испытывают трудности при ведении диалога, и затрудняются правильно излагать свои мысли. Последовательно и лаконично составить рассказ, поэтому не способны строить взаимоотношения со сверстниками. Считаю, что развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста целесообразно через использование проектной деятельности.

Тема Проектной деятельности актуальна для детей с ЗПР, т.к. у них наблюдается пониженная мотивация к учебной деятельности, а метод проектов дает возможность заинтересовать дошкольников новыми формами работы. Интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут востребованными; повышает познавательную активность детей, способствует сплочению детского коллектива.

Тaким образом, использованные инновационные педагогические технологии открывают, новые возможности для обучения и воспитания дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наше время стал метод проектов. Технология проектирования относится к гуманитарным современным технологиям, которые являются инновацией в работе дошкольных учреждений.

Преследую следующую цель:

«Рaзвивайся сам и развивай других»

Надо верить в себя, ставить цели и достигать их!

Для достижения настоящего успеха лёгких путей не существует.

Как бы не было сложно, никогда не надо сдаваться.

Двигаться вперед к намеченной цели!

Агапова Анжелика Васильевна

Учитель –логопед 1 квалификационной категории

МБДОУ детский сад «Аист», ХМАО – Югра, Сургутский район п. Солнечный.

Использованная литература:

  • Воробьева, Н.А. Педагогическая песочница. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников / Н.А. Воробьева. — М.: Интеллект-Центр, 2016. — 281 c.
  • Хузеева, Гузелия Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника / ГузелияХузеева. — М.: Владос, 2014. — 218 c.
  • Гойфман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2001. -272с.
  • Петрова Е.В., Дроздова В.М., Кузнецова И.А. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития
  • Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — М.: Национальный книжный центр, 2021. — 58 с
  • Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. С. 58-65.
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
  • Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2011. — 302 с.
  • Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.
  • Н. Е. Веракса, А.Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников
  • Захарова М. А.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год