«О зеркалах и стрессах» |
Психология | |||
Автор: Тильки Светлана Валерьевна, Щербакова Лариса Васильевна, Долгова Марина Евгеньевна | |||
08.03.2024 06:58 | |||
«О зеркалах и стрессах» Маленькие детки любят смотреть в зеркало. Вредно ли это? Для психического здоровья ребенка это не вредно, вообще зеркало — очень интересный предмет. Существует множество поверий, ритуалов и даже психотерапевтических занятий, связанных с использованием зеркала. Но главное его предназначение — отражение, возврат изображения тому, кто в него смотрится. Для детей человеческое лицо — один из самых привлекательных объектов. Это понятно: выражение лиц окружающих так или иначе связано с удовлетворением основных потребностей ребенка — в еде, покое, защищенности, ласке. Однако годовалый малыш еще не может понять, что лицо в зеркале — это он сам. Он смотрит на то, что видит, как на абстрактное изображение или на лицо, принадлежащее кому-то другому. Интерес к изображению связан с развитием самосознания ребенка, с врастанием в мир взрослых (социализацией). Малыш начинает постигать себя с познания собственного тела и внешнего облика — и не сразу понимает, что части тела (руки, ноги, уши и т.д.) принадлежат ему.
Интересно и полезно обратить внимание ребенка на то, что тот, кто в зеркале, одет так же, как он, имеет такие же волосы. Пусть ребенок улыбнется или изобразит сердитое выражение — обратите его внимание на то, что тот, в зеркале, делает то же самое. Соотнесение мимики и чувств очень важно для выработки интуиции (люди, не обладающие ею, не всегда могут правильно понять ощущения и желания окружающих. Для обучения этим навыкам проводят даже специальные занятия для взрослых — “тренинги сензитивности”). Когда ребенок станет постарше, обратите его внимание на то, что изображение в зеркале симметрично (” зеркально”) тому, что существует в реальности. Это стимулирует познавательные процессы мышления, его воображения, восприятие и пространственное мышление. Очень часто родители задают вопрос “Как снять напряжение у 4-летнего ребенка после дня в детском саду? ” Дети устают в детском саду по разным причинам, поэтому приемы расслабления могут быть различны. Наиболее распространенный источник напряжения — это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило — он расскажет сам, когда отдохнет. Ребенок может соскучиться и по родителям — поэтому не стоит, приведя его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит у вас на коленях, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте времени для того, чтобы побыть с ним вдвоем, почитать или поиграть. Постарайтесь не слишком спешить, забирая ребенка домой, — небольшой круг по окрестным дворам позволит ему перестроиться на домашнюю обстановку. Лучше, если вы не будете сопровождать такую прогулку беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей — как правило, малыши очень ценят прогулки вдвоем. Ребенку предстоят дополнительные занятия? Спортивные, скорее, способствуют перевозбуждению, а расслабляют занятия в спокойном ритме типа рукоделия, моделирования и другого ручного труда. Музыкальная школа — тоже большая нагрузка для малыша, склонного к перевозбуждению. Понаблюдайте за ребенком: к чему он интуитивно стремится, возвращаясь домой (будь то музыка, книги, домашние животные, аквариум, брат или сестра), — то и является для него источником стихийной психотерапии. Несколько советов хотелось бы дать родителям, в вопросе помощи ребенку в преодолении стресса, если он неизбежен. Чаще всего неизбежные стрессы вызваны расставанием, посещением врача или парикмахера, больницы. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый — дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому прежде всего постарайтесь перестать бояться сами. Стоит провести предварительную беседу с малышом о том, что ему предстоит. Но информация должна быть избирательна — исключите все “страшилки” и не допускайте общения с детьми, которые могут напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано информативно, без экспрессивных выражений типа: “Я думаю, тебе понравится удалять аденоиды! ”, но с указанием на важные моменты — что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенку нет трех лет, то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно. И еще один совет: накануне неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как оно произойдет. Это позволит ребенку почувствовать, что все неприятное позади, и наступает светлая полоса жизни. Тильки Светлана Валерьевна, Щербакова Лариса Васильевна, Долгова Марина Евгеньевна Воспитатели МДОУ «Детский сад №23 с.Таврово» Белгородская область, Белгородский район
|