Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие памяти как психолого-педагогическая проблема
Психология
Автор: Слесарчук Вера Сергеевна Леонтьева Галина Степановна   
27.09.2024 23:19

Развитие памяти как психолого-педагогическая проблемаРазвитие памяти как психолого-педагогическая проблема

Протекание мнемических процессов является объектом исследования достаточного количества научных работ. Память рассматривалась следующими исследователями: Г. Эббингаузом, К. Левиным, Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, И. П. Павловым и др.

В русле ассоциативной теории памяти, разработанной Г. Эббингаузом,

память понималась как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости (Т. П. Зинченко). Ассоциация, центральное понятие данной теории, выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований и сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов.

 

Исследования памяти как явления, доступного внешнему наблюдению,

стали основным содержанием теории бихевиоризма (Э. Торндайк, Дж. Уотсон). Основной задачей бихевиоризма было накопление наблюдений над поведением человека с тем, чтобы в каждом конкретном случае можно было бы предсказать реакцию испытуемого на стимул и наоборот — определить по данной реакции человека ситуацию, которая ее вызвала. Было подтверждено и развито положение о влиянии повторений на успешность заучивания, а также о зависимости его от объема предлагаемого материала, что явилось шагом вперед по отношению к ассоциативной теории.

В рамках гештальт-психологии (В. Кёлер, К. Коффка, К. Левин) приобрела ключевое значение организация запоминаемого материала. Бóльшую успешность в запоминании смыслового и связного материала по сравнению с бессмысленными слогами и несвязанными элементами гештальт-психология объясняла успешностью организации материала. Подчеркивалось особое значение намерения как активной направленности на организацию материала. На передний план вышла роль восприятия, внимания, намерения как особого рода состояния активности сознания при запоминании и воспроизведении. Были выделены факторы, оказывающие непосредственное влияние на протекание процессов памяти.

Социологическое направление в психологии памяти возникло на основе идеи социальной природы памяти человека. В работах основателей данного направления (Л. С. Выготского, А. Р. Лурии) процессы памяти трактуются как социальная форма поведения, сама память — как социально управляемое действие. Запоминаемый материал претерпевает большие изменения у разных людей под влиянием различных установок.

В последние годы в зарубежной и отечественной психологии сформировался новый — системный подход к исследованию памяти. В русле этого подхода, представленного в работах Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко, В.Я. Ляудис и др. одной из центральных является: проблема продуктивных, регулирующих функций мнемических процессов. Развивается представление о памяти как базовой подсистеме деятельности, обеспечивающей ее протекание и конечный результат.

В отечественной психологии преимущественное развитие получил деятельностный подход, с точки зрения которого память трактовалась как деятельность. Были разграничены и противопоставлены непроизвольная и произвольная память. По-новому была поставлена проблема развития и формирования процессов запоминания. Общей единицей структурного, генетического и функционального анализа непроизвольного и произвольного запоминания является действие человека (П. И. Зинченко).

Л. С. Выготский утверждaл, что процессы пaмятилежaт в основе человеческих способностей и являются глaвным условием нaкопления знаний, формирования умений и навыков. Отсутствие памяти ограничивает нормaльноефункционированиеакак личности, так и обществa в целом. Автор считал, что человеческий прогресс базируется на постоянном улучшении процессов пaмяти.

А. А. Смирнов определаяетпaмять как «способность к получению, хрaнению и воспроизведению жизненного опытa. Рaзнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные мехaнизмы поведения, есть не что иное, как зaпечатленный, передaвaемый по нaследству или приобретaемыйиндивидуaльный опыт в процессе всей жизни».

В. П. Зинченко трактует термин «память», как психофизиологический процесс, выполняющий в жизни функции зaпоминания, сохрaнения и воспроизведения информaции.

В нашем исследовании в качестве ключевого понятия, мы будем рассматривать память с точки зрения деятельностногоподхода и использовать определение «памяти» В.П. Зинченко, т.к. оно наиболее полно отражает сущность рассматриваемого понятия.

В психологии существует несколько подходов к клaссификациипaмяти. В нaстоящее время в качестве общего основания для выделения рaзличных видов пaмяти принято рaссматриватьзaвисимостьхaрaктеристик памяти от особенностей деятельности по зaпоминанию и воспроизведению. «Виды памяти подрaзделяются по трем критериям: 1) по хaрaктеру психической aктивностипaмять делят на обрaзную, словесно-логическую, эмоциональную и двигaтельную; 2) по хaрaктеру целей деятельности на произвольную и непроизвольную; 3) по продолжительности зaкрепления и сохрaнениямaтериала (долговременнaя, крaтковременнaя, оперaтивная)».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год