Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия по социально-эмоциональному развитию «Наше настроение» (для детей 5-6 лет)
Психология
Автор: Плешкова Раиса Алексеевна, Лаптева Татьяна Сергеевна, Добродеева Елена Владимировна, Никифорова Екатерина Юрьевна   
15.10.2024 00:11

Конспект открытого занятия по социально-эмоциональному развитию «Наше настроение» (для детей 5-6 лет)Конспект открытого занятия по социально-эмоциональному развитию «Наше настроение» (для детей 5-6 лет)

МБДОУ «Детский сад № 73 «Полянка» г. Чебоксары Чувашской Республики

Выполнили воспитатели Плешкова Раиса Алексеевна, Лаптева Татьяна Сергеевна, Добродеева Елена Владимировна, Никифорова Екатерина Юрьевна

Введение

Тема занятия «Наше настроение» вызывает особый интерес, как у взрослых, так и у детей. Занятие помогло детям получить элементарные сведения о том, что такое настроение, как оно меняется. Дети увидели факторы, влияющие на настроение, и усвоили способы управления им. В ходе занятии, они приходят к выводу, что настроение – основа для сохранения здоровья хороших взаимоотношений.

Цель занятия: Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Программные задачи:

 

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, злость и др.)
  • Учить выражать чувства с помощью мимики и пантомимики.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека.
  • Познакомить со способами создания хорошего настроения.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопереживания друг к другу.

Развивающие:

  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие способности делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции.
  • Развивать навыки составления рассказов из личного опыта.

Предшествующая работа:

Постановка этюдов для развития психических качеств (восприятие, воображение, внимание); исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемомплане); ощущений (мышечных чувственных, используямузыкальные, словесные, зрительные образы).

Материалы к занятию:

  • воздушный шарик с глазками, ротиком, носиком;
  • цветные карандаши и листы бумаги на каждого ребенка;
  • коробка-посылка, конверт;
  • «наборное полотно»;
  • три куклы, «волшебная палочка»;
  • цветные полоски на каждого ребенка;
  • карточки-схемы, изображающие настроение человека.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспит.: Посмотрите ребята, сколько сегодня у нас гостей. Мы очень рады их видеть. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются.)

- Ребята, скажите, почему мы здороваемся при встрече? (Ответы детей.)

- А скажите ребята, как правильно надо здороваться. (Ответы детей.)

- Правильно, здороваясь, мы желаем здоровья и делимся своимхорошим настроением. Здороваясь, надо смотреть человеку в лицо, чтобы он понял, что здороваются с ним, здороваясь, мы улыбаемся, чтобы людям было приятно с нами общаться.

- Ребята, сегодня, придя в детский сад, я увидела вот эту коробку иконверт. На нем написано, что вскрыть его можно только тогда, когда вседети придут в детский сад.

Сейчас мы уже все собрались, позавтракали, и я думаю ужеможно открыть конверт. (Вскрываю конверт, читаю).

«Здравствуйте, дети! Меня зовут клоун Гоша. Я живу в волшебнойстране, «В стране Настроения». Мне очень хочется познакомиться с вами, ведь вы такие доброжелательные и веселые дети. Но пока я не могуприйти к вам, потому что на свете еще много людей с плохимнастроением, а это так грустно, что мне очень хочется исправитьэто.

В подарок вам я посылаю коробку. В ней вы найдете многоинтересного, а я к вам зайду в следующий раз.

Клоун Гоша».

-Ребята, хотите узнать, что в этой коробке? (Открываю коробку, достаю оттуда воздушный шарик).

- Ребята, посмотрите, какой интересный шарик: у него есть глаза, носик, рот. А как вы думаете, какое у него настроение? Почему? (Ответы детей).

- Сейчас мы покажем шарику, как мы умеем определятьнастроение.

(Помещаю шарик в корзину).

- Ребята, посмотритепожалуйста в окно и скажите, какая погодасегодня на улице?

Скажите, ребята, такая погода у вас вызывает какое настроение? Значит, погода может влиять на наше настроение? (Ответы детей.)

- Настроение -это то, как вы себя чувствуете. Настроение можетбыть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всемвокруг. И тогда настроение похоже на что? (Ответы детей.)

- А может быть настроение очень грустное, хмурое, на глаза самисобой, словно капельки дождя, набегают слезы. И похоже такоенастроение на что? (Ответы детей.)

- А иногда настроение бывает не очень радостное и не оченьгрустное, а так, спокойное. Смеяться не хочется, и плакать тоже. Ахочется посидеть спокойно, подумать о чем-то своем, тихопоиграть, почитать или порисовать. И похоже это настроение на что? (Ответы детей)

- Ребята, на столах лежат листочки и цветные карандаши. Япредлагаю вам почувствовать свое настроение. Какое оно: веселое, грустное или спокойное? Нарисуйте, каждый свое настроение. Присаживайтесь.

(Дети рисуют, затем свои рисунки помещают вместе своспитателем на «наборное полотно»).

- Посмотрите, ребята, какие у вас интересные, красивые рисунки. Скажите, какие цвета вы выбрали для своих рисунков: светлые, яркие или темные?

Вы в своих рисунках использовали светлые, яркие цвета. И этирисунки вызывают у вас какое настроение? (Ответы детей.)

Значит, цвет рисунка может влиять на наше настроение? (Ответы детей.)

- А этот рисунок какое настроениевызывает? Сейчас ребята, я вампокажу, как можно утешить, поддержать человека, которыйрасстроился.

(Дети вместе с воспитателем встают в круг).

- В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда онинас ласково омывают. Давайте сейчас превратимся в морскиеволны, будем двигаться так же, как они: плескаться, улыбатьсясолнышку.

Затем предлагаю искупаться в море ребенку. «Купающийся» становится в центре, «волны» поглаживают его, окружив. После игры ребенка спросить, что он чувствовал, когда егопоглаживали руками.

- Артему было приятно, когда мы гладили его руками.

- Ребята, если кто-то из ваших друзей загрустил, как можноутешить, поддерживать? (Ответы детей.)

- Ребята, что вы чувствовали, когда гладили Артема? (Ответы детей.)

- Оказывается, приятно делиться своим хорошим настроением сдрузьями. Вот в таком хорошем настроении давайте пойдем, посмотрим, что еще есть в коробке, которую нам прислал клоун Гоша.

Достаю 3 куклы и рассаживаю их на столе, беру в рукиволшебную палочку.

- Ребята, посмотрите внимательно: перед вами 3 куклы. Посмотритеи запомните. А теперь отвернитесь.

В это время воспитатель меняет их местами.

- Повернитесь, пожалуйста. Что изменилось? (Ответы детей.)

Второй раз воспитатель убирает деталь одежды или меняет

местами детали одежды кукол.

- Молодцы, внимательно смотрели. А, знаете, у каждой из этихкукол есть своя любимая мелодия. Сейчас я дотронусь до каждой волшебной палочкой, и мы их услышим.

Дотрагиваюсь до первой -раздается грустная медленная музыка.

- Ребята, какая эта музыка по характеру? Что хочется делать подэту музыку? Значит, какое настроение у этой куклы? (Ответы детей.)

(Аналогично проводится со второй и третьей куклой – последней звучит веселая музыка».

- Давайте и мы друг другу улыбнемся и немного потанцуем подвеселую музыку.

Дети вместе с воспитателем танцуют под песню «Улыбка».

- Ребята, вам было приятно танцевать под эту музыку? Почему?

(Ответы детей.)

- Значит, музыка влияет на наше настроение?

-Вот в таком хорошем настроении, давайте пойдем и посмотрим, чтоеще интересного прислал нам клоун Гоша.

(Открываю коробку, достаю цветные полоски и пиктограммы).

- Ребята, давайте сядем на стульчики и внимательно их рассмотрим.

(Выставляю на «наборное полотно» пиктограммы).

- Ребята, скажите, что изображено на карточках? Чем, различаютсялица на этих карточках? Давайте попробуем определить настроение, которое изображено на этих карточках и дать им названия. (Ответы детей).

- А теперь, давайте рассмотрим эти полоски. Чем они отличаютсядруг от друга?

- Ребята, вы знаете, что цвет может обозначать определенноенастроение, чувство. У каждого из вас в жизни были разные истории: и радостные, и печальные, и смешные. Я предлагаю вспомнить и рассказатьшарику историю, которая произошла с вами: печальную, илисмешную, радостную.

Подумайте, какую историю вы будете рассказывать ивыберете полоску такого цвета, которая соответствует вашейистории.

(Дети выбирают полоски).

- Ребята, история должна быть короткой и начинаться словами: «Моя история... цвета».

(Дети рассказывают истории. Затем выставляют свои полоски на «наборное полотно» рядом с пиктограммой, соответствующей их

рассказу).

- Ребята, посмотрите, каждая ваша история соответствуетопределенному настроению. Скажите, как, по каким признакамможно определить настроение? Почему настроение может меняться? (Ответы детей.)

-Правильно. На наше настроение влияет погода, музыка, и дажецвет. Наше настроение зависит от поступков: если с намипоступают плохо, то мы расстраиваемся, сердимся, обижаемся, ахорошие поступки радуют нас.

На наше настроение влияет и то, как с нами разговаривают: отгрубого слова настроение портится, а от ласкового на душестановится приятно.

- Ребята, знаете, из-за одного грубого слова человек может также сильно расстроиться и даже заболеть. Поэтому, как нужно вести себя с окружающими людьми? (Ответы детей.)

- Правильно ребята, если вы не хотите, чтобы вас обижали, сами необижайте людей. Будьте внимательны к окружающим. Делайтелюдям добро, и оно обязательно вернется к вам.

-А сейчас поиграем. Игра называется «Угадай настроение». Одиниз вас выйдет вперед и отвернется, остальные договорятся, какоенастроение будут изображать с помощью мимики, жестов, движений. Тот, кто отворачивался, должен догадаться, какоенастроение вы задумали.

(Поочередно загадываются 3–4 эмоциональных состояния).

- Молодцы. Ребята, я думаю, шарику очень понравилось, как выопределяли сегодня настроение. А сейчас посмотрите, пожалуйста, на эти полоски: оказывается, настроение бывает такимразноцветным. А если, сложить эти полоски вместе, то на что это похоже? (Ответы детей).

- Ребята, вам приятно смотреть на радугу? Почему?

Приятно смотреть на разноцветную радугу и также приятносмотреть на вас таких разных: у вас разный цвет глаз и волос, разные имена и характеры, и даже настроение у вас бывает разное. Но при этом вам хорошо вместе? Именно оттого, что мы такие разные, нам и интересно вместе.

Так давайте, приходя в детский сад будем оставлять свое плохоенастроение за дверью и давайте не будем огорчать друг друга. Ну, аесли у кого-то испортилось настроение, то можно его поднять.

Игра «Волны».

Гипотеза: активное включение детей в игровую и творческую деятельность, проигрывание основных базовых эмоциональных состояний человека, будет способствовать их благополучному эмоциональному развитию.

Список литературы:

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-Пресс, 2008.
  2. Князева О.Л. Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001.
  4. Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год