Если ребенок не слушается |
Психология | |||
Автор: Рыжова Татьяна Борисовна | |||
06.12.2024 20:44 | |||
Если ребенок не слушается Очень часто на консультациях с родителями мы встаем перед неразрешимой, казалось бы дилеммой: давить на ребенка, чтобы он что-то сделал или нет? Современная психология говорит, что на ребенка никак нельзя давить, нельзя ничем шантажировать и, конечно, нельзя применять физические наказания. Родители оказываются в тупике. С одной стороны: родители должны заботиться о здоровье ребенка и должны заниматься его развитием. С другой стороны: есть дети, которых не устраивают идеи их родителей о здоровом образе жизни и всеобщем развитии. Как же на них воздействовать, как заставить делать правильно? Позицию о запрете на физические наказания и негативное психологическое воздействие я полностью поддерживаю. Любая грубость и жестокость учит не добру и честности, а только губит светлые задатки в человеке. В тяжелых случаях ведет к неврозам и даже к расстройствам личности. И, к счастью, все больше родителей придерживаются такой позиции воспитания.
Но тут возникает вопрос: где граница между вседозволенностью и подавлением личности? Дать один ответ для всех семей невозможно: все родители имеют разные темпераменты в сочетании с разным жизненным опытом; у всех детей разный темперамент, жизненный опыт и разное воспитание на период обращения; в семье могут быть другие дети со своей индивидуальностью; и вся семья, как система, находится в определенных условиях. Но все же есть несколько общих советов. Изменитесвое отношение к той информации, которая может звучать как угроза или шантаж. «Если ты будешь разбрасывать карандаши, то я не буду с тобой рисовать!» — что это: угроза, шантаж или предупреждение? Скорее всего, большинство решат, что это угроза. «Если не съешь суп, то не получишь сладкое?» — шантаж? «Если будешь разбрасывать карандаши, то у нас может не хватить времени на рисунок! Как мало ты съел супа, кажется, до конфеты очередь так и не дойдет, ведь время для еды заканчивается» — предупреждение. Согласитесь, что предупреждение дает ту же мысль, что и угроза с шантажом, но говорит ребенку о заботе о нем. В зависимости от возраста ребенка можно продолжить мысль, например, с супом: «Тебе помочь побыстрее доесть, или справишься сам; хочешь я покормлю тебя (даже некоторые «взрослые» дошкольники соглашаются, чтобы их покормили с ложки – ничего страшного: в норме через раз-другой ребенок откажется)?» Итак, первая рекомендация: все указания к действию должны идти из любви и заботы к ребенку. Ребенок должен чувствовать, что в 21: 00 ложиться спать нужно не потому, что родителям нужно отдохнуть от него, а потому что это условие его здоровья и физического, и психического ( «чтобы ножки отдохнули, ручки отдохнули, глазки отдохнули – и будет у тебя хорошее настроение»). Вторая рекомендация: с любовью и заботой нужно относиться не только к ребенку, но к себе, и к другим членам семьи, и к семье в целом. Ребенок должен учиться принимать во внимание не только свои желания, но и чужие. Родители не бьют ребенка, но и ребенок не имеет права бить родителей. Если родители устали или заболели, то они тоже имеют право на покой и заботу. Самым надежным помощником в этом станет строгий режим дня. Вы не сможете по другому объяснить ребенку режимные моменты: прогулка закончилась, потому что пришло время кушать. Да и ребенок постепенно привыкает, что завтра или вечером в положенное время он снова окажется на улице. Скоро обед, поэтому у мамы время готовки еды – это правило, поиграть сейчас ей нельзя. Ребенок наблюдает, что у мамы, папы и других членов семьи есть свои нельзя, нужно и можно. Для каждого «нужно» и «можно» нужно найти обязательно и постараться найтивремя в расписании, соответственно. Тогда и ребенку будет легче смириться с правилами. И вытекающая рекомендация: не ожидайте от ребенка ничего, чего не делаете сами. По-другому это звучит: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Или: дети будут похожи на вас, чтобы вы им не говорили. Именно бессознательное желание детей быть похожими на родителей приводит к тому, что дети так забавно перенимают у родителей фразы, жесты и мимику, а потом очень ловко используют. Но тут есть и другая сторона: они перенимают и то, что родителям в себе не нравится, от чего родители хотят отучить своих детей с мала. Дети демонстрируют родителям их же поведение. И как бы это жестко не звучало, но нас раздражает в других больше всего то, что нам не нравится в себе, почти всегда, неосознанно. Появляется ощущение, что ребенок совершенно не послушен, но тут послушание гораздо более масштабного порядка. Итак, подводя итоги. Рекомендации родителям, чьи дети никак не хотят слушаться:
|