Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. |
Психология | |||
Автор: Мелещенко С.Я. Сидиропуло К.Н. | |||
11.12.2024 16:58 | |||
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Существенным фактором успешности человека в жизни, не только взрослой, но и во время дошкольного, является уровень его интеллекта — ряда умственных (логических, вербальных, математических) способностей. Но человек обладает еще и совокупностью других, не ориентированных на логику, способностей, таких как чувства, переживания, эмоции, отношения. В этом случае говорят об эмоциональном интеллекте. Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.
Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше подготовлены к построению и поддержанию прочных отношений со сверстниками, членами семьи и учителями. Они могут эффективно общаться, сопереживать другим и легко ориентироваться в социальных ситуациях, что приводит к более здоровым и полноценным отношениям. Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Выделяют компоненты эмоционального интеллекта дошкольников: восприятие эмоций — понимание эмоций — управление эмоциями — использование эмоций для стимуляции мышления. Данные составляющие – это, по сути, путь, который ребёнок проходит от понимания эмоций к управлению ими. Зарождение эмоционального интеллекта происходит непосредственно в семье, и способствуют этому, конечно же, родители. Этот процесс естественен, так как через общение с ребёнком, через проявление к нему чувств малыш учится понимать эмоции. Но так же мы можем целенаправленно способствовать развитию эмоционального интеллекта. Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей: 1. Игры с эмоциональными пиктограммами. Для этой игры нужны специальные карточки с изображениями эмоций. Предложите ребёнку вытянуть любую карточку, лежащую картинкой вниз, и изобразить эмоцию, которая на ней нарисована так, чтобы другие участники игры смогли её отгадать. 2. Игра «Что я чувствую сегодня» Для этой игры можно использовать те же карточки с эмоциями, что и в предыдущей. Каждый день предлагайте ребёнку взять картинку с той эмоцией, которую он сегодня ощущал, и попросите рассказать о ней. 3. Кукольный театр Прекрасное занятие для закрепления любимых сказок, улучшения выразительности речи и развития эмоционального интеллекта через обыгрывание персонажей сказки. 4. Игры с мячом Поиграйте с ребёнком в мяч, поочерёдно передавая его друг другу и называя эмоции и их причину. Например, «мне приятно, когда…», а дальше предлагайте свои варианты ( «меня хвалят», «ты мне улыбаешься» и т.д.). Предлагайте разные эмоции для закрепления у ребёнка всего спектра человеческих чувств. 5. Игра «Угадай эмоцию по голосу» Выберите любые фразы и произносите их с разной интонацией, а ребёнку предложите угадать по голосу, что Вы чувствуете, затем поменяйтесь ролями. Для этой игры подойдут самые обычные фразы, например: «Я сегодня пойду в магазин», «На праздниках мы поедем в деревню». В предлагаемых играх дети вместе с педагогами погружаются в мир эмоций – делятся своими переживаниями, учатся называть, осознавать и различать оттенки чувств, понимать переживания других. Всё это способствует развитию эмоционального интеллекта детей. Человек чувствует себя счастливым только когда понимает и распознает все свои чувства, умеет ими управлять и проживать их. Не бывает эмоций плохих или хороших – каждая из них важна для адекватной оценки происходящего, эффективной коммуникации, мотивации, высокого качества жизни. Эмоциональная зрелость позволяет «дышать полной грудью». Педагоги-психологи:
|