Спортивный тимбилдинг для детей |
Спорт, тренировки | |
Автор: Ермолаева Надежда Алексеевна | |
18.02.2025 20:32 | |
Методическая разработка Ермолаева Надежда Алексеевна инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад №7 комбинированного вида г. Кубинка За час игры ты узнаешь о человеке больше, чем за год общения. Платон Тимбилдинг (англ.) — командообразование ( «team» — команда, «build» — строить)., на улучшение взаимодействия между участниками, на повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений. Почему тимбилдинг так необходим в детском коллективе?
С помощью тимбилдинга ребенок сможет избежать серьезных трудностей в общении и даст надежный фундамент для успешной реализации себя в будущем. Детский тимбилдинг — это активный отдых, мероприятие (игра) способствующее развитию способности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. С помощью модулирования ситуации все члены одной команды нарабатывают полезные навыки для совместного достижения цели, взаимной помощи друг другу, обретают удовлетворение от активного обмена эмоциями, побеждая скрытые комплексы. Руководство опытного педагога направляет общение в необходимое русло. Ребенок при этом обретает те драгоценные качества, какие в дальнейшем ему пригодятся для будущей взрослой жизни. Ребенок в процессе игры становится целеустремленным, уверенным и и самое главное, он на практике с юного возраста осваивает и учится владеть в совершенстве искусством общения, нарабатывает определенные человеческие и деловые качества. Тимбилдинг — это совокупность сюжетных, развлекательных, психологических и творческих командных игр (этапов), направленных на формирование и развитие навыков командной работы. (походы, квест-игры, каламбуры, путешествия, народные игры и др.) Программы тимбилдинга включают в себя работу со всеми специалистами и воспитателями, интеграцию всех образовательных областей. Классификация видов Тимбилдинга
Спортивный тимбилдинг – это командообразование (построение команды) на основе спортивных игр. В своей профессиональной практической деятельности, отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при проведении спортивных игр не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенную инструкцию. Так возникла идея внедрения элементов тимбилдинга в физкультурно-оздоровительную деятельность нашего детского сада. Цель спортивного тимбилдинга – это формирование умения работать в команде, посредством использования элементов тимбилдинга Упражнения и игры на командообразование позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха в командообразующих играх детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестандартно. Задачи спортивного тимбилдинга:
Чтобы провести большую часть предлагаемых далее игр, инвентарь практически не требуется. Кроме этого, можно провести тимбилдинг на природе, в помещении, на детской площадке для большого количества детей. И конечно, проводить его нужно в развлекательной форме, используя какой-нибудь яркий сюжет. После окончания каждой игры с детьми стоит обсудить, что каждый из них делал для достижения цели. Пусть дети сами разбираются в сути заданий, не нужно превращать игровой формат в лекционный. Существует множество приемов распределения на команды. Например: «По расчету номеров» на первый второй, третий… «Цепочка»: вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т.д. Или прием «Разрезанная открытка». Берутся несколько открыток (по количествукоманд), одинаковых или разных; лучше — большого формата. Каждая изних разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из детей вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Это могут быт большие пазлы. После того, как будут сформированы команды, им необходимо придумать свое название и девиз ( «кричалку»), и представить себя. «Сговор» Выбирается один игрок, который набирает команду. Остальные становятся парами и сговариваются, кто из них как назовется. Потом подходят к набирающему и спрашивают, какое из двух прозвищ он выберет. Вот несколько вариантов сговорок: «Яблоко или груша?», «Ниточка или иголочка?». Игрок выбирает один из вариантов, и тот, кто так назвался, играет в его команде. Оставшиеся образуют вторую команду. А можно выбрать двух игроков, которые будут по очереди набирать себе команду. Многие упражнения выполняются в малых группах. Нетрадиционный метод деления привлечет внимание всех, даже самых пассивных, и поднимет настроение группы. К тому же после такой небольшой разрядки улучшится дальнейшее восприятие материала. Вариант 1. Возьмите старые открытки или картинки и разрежьте на части. Если хотите в итоге получить 5 малых групп по 4 человека в каждой, возьмите 5 открыток и разрежьте на 4 части каждую. Перемешайте получившиеся пазлы и предложите участникам взять по одному. По сигналу все отправляются на поиски своих партнеров по команде. Члены одной малой группы должны составить из своих пазлов целую открытку. Вариант 2. Каждому участнику тренер шепчет на ухо название какого-нибудь животного. Если вы хотите получить 3 команды, назовите 3 вида животных, например, кролик, кенгуру и черепаха. Затем предложите объединиться в команды представителям одного вида. Обязательное условие: нельзя произносить ни слова. Разрешается подражать движениям животного, издавать характерные для него звуки. Примечание. Если не хотите, чтобы игра закончилась, не успев начаться, не называйте животных с хорошо знакомыми звуками. Вариант 3. Разновидность предыдущей игры заключается в том, что тренер шепчет на ухо каждому участнику движение, которое ему необходимо будет повторять. Например, пожать руку, показать язык, чесать затылок или хлопать в ладоши. Если вам требуется 5 команд, назовите 5 различных движений. Ученики перемещаются по комнате и ищут членов своей команды по производимым движениям. Говорить что-либо запрещается. ИГРЫ: Малоподвижная игра «Обруч» Из инвентаря нужен будет только обруч. Попросите, чтобы дети встали тесным кругом, при этом одна рука должна быть внутри круга, приподнята на уровень головы. Объясните детям, что нужно вытянуть один палец той руки, которая поднята. На эти пальцы сверху положите обруч. Разъясните, что тянуть обруч и цеплять его пальцами нельзя. Следующим заданием будет опустить обруч на пол. Дайте детям возможность разобраться, как это сделать. Они примут свое решение, не подсказывайте. Когда игра закончится, попросите детей рассказать, с каким сложностями они столкнулись. «Переход через болото» (проводится в помещении) Каждому члену команды раздают лист бумаги, это «кочка» на болоте. Каждый участник должен, наступая на свою кочку, перейти через болото. Но в болоте живет ужасный и голодный крокодил, который утягивает к себе кочки, остающиеся пустыми. Поэтому игрок всегда должен стоять на «кочке». Вся команда должна перейти болото по одному, соблюдая полную тишину. Казалось бы, это просто, но на практике требует больших усилий, особенно если человек в команде много. Бывает, что перейти получается только с 5 попытки, когда команда становится единым организмом. «Косичка» (можно использовать на празднике 8 марта, вызвав 3 мамы) Участникам дается три веревки (ленточки). Их задача — не отрывая рук от веревок, сплести ровную косичку путем перемещения. В плетении принимает участие вся команда. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост» Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок. «Гигантская скакалка» Команда прыгает через 10-ти метровую скакалку «Хвостики» Каждому участнику команды крепятся верёвочные «хвостики». В ходе игры необходимо оставить соперников «без хвоста». «Перетягивание каната» Классическое перетягивание каната – побеждает команда, вытянувшая центр каната из обозначенной зоны. Совместные физические усилия сплачивают детей (да и взрослых тоже). Сиамские близнецы» Дети разбиваются на пары, становятся плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они – «сросшиеся близнецы». Предложите им походить по помещению, присесть, повернуться, лечь, встать, порисовать, вырезать что-нибудь из бумаги, завязать шнурки. «Поводыри» (с помощью этой эстафеты дети сопереживают тем, кто плохо видит) Игроки разбиваются на пары. Один стоит впереди, другой встает на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами. Первый, поводырь, сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку. Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия. Затем траектория и скорость движения увеличиваются. Взрослый следит за тем, чтобы игрок с открытыми глазами заботился о своем напарнике, аккуратно водил его между препятствиями. «Пьедестал» Дети должны уместиться все вместе на скамейке ограниченной площади или на любой другой возвышенной поверхности (например, на нескольких стульях, кубах, задача каждого участника – поддержать другого, а не устоять самому. «Обруч» Всё должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обруч не расцепляя рук. «Коршун и наседка» Играющие становятся в затылок друг за другом и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает «наседку», все остальные — «цыплята». Один из играющих — «коршун». Он старается схватить «цыпленка», стоящего последним в цепи, «наседка» же всячески мешает этому, преграждая «коршуну» путь разведенными в сторону руками. Все играющие помогают «наседке», перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от «коршуна». Если «коршуну» удается схватить «цыпленка», игра прекращается. «Коршун» идет в начало цепи и становится наседкой, пойманный «цыпленок» становится новым «коршуном». «Нога в ногу» Участникам команды последовательно друг с другом связываются ноги. Задача – перешагнуть всем вместе через препятствия и не сбить их. Игра «Игольное ушко» Замечательное коллективное упражнение — протягивание обруча через цепочку игроков, которые не должны расцеплять руки... «Опасное путешествие» Все участники становятся друг за другом, а руки кладут на плечи впереди идущему. Ведущий просит всех закрыть глаза и довериться ему. И чтобы ни случилось, не отпускать рук и не открывать глаз! По команде ведущего «Яма» — дружно все перешагиваем. «Пещера» — наклоняемся, «Разбудили летучих мышей!» — приседаем, «Болото» — перепрыгнем, «Пустыня» — идем на носочках, «Стряхнули песок с ног» — попеременно трясем то правой, то левой ногой. Открываем глаза! Ребятам очень нравиться эта игра, ведь почувствовать себя руководящим путешествием (лидером команды) может каждый! «Тачка» Команды делят игроков на пары. Один из участников «пары» должен лечь на землю, а другой взять его за ноги (получается своеобразная тачка). После этого «пары» передвигаются к старту: первый игрок на руках, а другой обычным шагом, но держа своего партнёра за ноги. «Пары» обеих команд выстраиваются перед стартовой линией шеренгой и, по сигналу судьи, бегут к финишу. Побеждает команда, которая первая собирается у финиша в полном составе. «Плот» (Реквизит: одеяло). Команда становится на одеяло. Не сходя с одеяла, нужно переместиться из пункта А в пункт Б. «Яйца» (Реквизит: ведерко, пластмассовые яйца от «Киндерсюрприза»). Аниматор держит в руках ведерко. Все участники команды берут в руки яйца, становятся на расстоянии примерно 1 метр от аниматора и по сигналу начинают кидать их в ведерко (одновременно). «Веселая гусеница» (Реквизит: воздушные шарики на каждую команду, из расчета – на 1 меньше количества человек в команде). Участники команды встают в шеренгу, закрепляют между собой по одному надутому воздушному шарику. Задание: размахивая руками, пройти из пункта А в пункт Б, не потерять шарики, при этом петь любую веселую песню хором. «Узелки» Задача участников, встать в круг, закрыть глаза и сойдясь в центре, вытянув руки в хаотичном порядке, взять друг друга за руки. Затем открыв глаза снова образовать круг, не расцепляя рук, распутаться. «Многоножка» Задача команды – пройти расстояние из пункта А в пункт Б, используя определенное количество ног, заданное ведущим. «Электроцепь» Тест на ловкость. Команда выстраивается в круг и плотно садится друг к другу (плечо к плечу). Задача команды: встать одновременно. «Иголка и нитка» Замечательное коллективное упражнение — протягивание кольца (обруча) через цепочку игроков, которые не должны расцеплять руки... «Надежные друзья» Хороши также всевозможные задания, выполнять которые приходится в тесном контакте друг с другом. Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновре-менно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны. «Тоннель» Увлекательное приключение, где дети думают не только о том, как бы самим преодолеть препятствие, но и всячески стараются помочь друг другу. «Сказка» Участники делятся на две команды. Ведущий показывает им движения для Принцессы, Дракона и Рыцаря и сообщает, как определить победителя: «Принцесса очаровывает Рыцаря, Рыцарь убивает Дракона, Дракон крадет Принцессу». Каждая команда (так, чтобы не услышали соперники) решает, кого она будет изображать. Затем участники выстраиваются в две шеренги друг против друга и по сигналу делают характерное движение, показывая, какую роль они выбрали. По одному очку получает та команда, чья роль оказывается выигрышной. Рефлексия Можно совместить с пальчиковой гимнастикой БОЛЬШОЙ. Что я сделала для своего здоровья? МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получила? БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делала и чего достигла? СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение? УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помогла, чем порадовала, чему поспособствовала? Упражнение «Спасибо за приятное занятие» - Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашейк вашейгруппе присоединится последний участник, замкните круг и завершитецеремонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Завершение игры По завершению игры все команды подсчитывают заработанные на станциях жетоны, которые затем наклеивают на ватман (на ватмане заранее можно изобразить контур дерева, сердца, солнца или другого символа, чтобы дети заполнили его). Таким образом, детский тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.
|