ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Театральные занятия | |||
Автор: Сайгушева Анастасия Степановна | |||
29.12.2023 22:15 | |||
Актуальным вопросом, требующим пристального внимания, является формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Организм ребенка на данном периоде развития нацелен на увеличение двигательной активности в виду физиологических процессов. К сожалению, современный мир порождает множество привычек, оказывающих непосредственное влияние на организм ребенка. Телевизор, компьютеры, гаджеты, с которыми многие дети знакомятся на раннем этапе жизни, не дают возможности для полноценного физического развития. Это дает основание говорить о том, что воспитание здорового поколения является одной из первостепенных задач.
Особенно остро вопрос повышения уровня здорового образа жизни детей стоит в дошкольных образовательных учреждениях, в которых ребенок проводит достаточно длительное время. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным, так как в этот период закладываются основы его психофизического здоровья и формируются основные двигательные навыки и «полезные привычки». Вышесказанное определяет, что основная задача физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья подрастающего поколения. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Формирование основ здорового образа жизни является важной задачей дошкольной организации в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДОО). Цель исследования: определить значение театрализованной деятельности в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. В рамках исследования было определено, что многие исследователи посвятили свои труды определению методов и средств для повышения уровня здорового образа жизни детей дошкольного возраста. В исследованиях Л.В. Абдульмановой, Ю.Ф. Змановского, Л.Г. Татарниковой, Т.А. Тарасовой делается вывод, что работу по приобщению к основам здорового образа жизни необходимо начинать как можно раньше. Тем самым определяется, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом. Театрализованная деятельность может стать эффективным средством для того, чтобы приобщить детей к основам здорового образа жизни. Театр представляет собой один из доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация позволяет развивать творческий потенциал, нравственные качества, коммуникативные навыки, воображение. Определим содержание понятия театрализованной деятельности. Согласно С.Н. Томчиковой, она представляет собой специфический вид художественно-творческой деятельности, в которой участники осваивают доступные средства сценического искусства, участвуют в соответствии с выбранной ролью в подготовке и разыгрывании театрализованных представлений, и приобщаются таким образом к театральной культуре [4]. Развитие основ здоровьесбережения дошкольников средствами театрализованной деятельности является педагогическим процессом, в котором организованно происходит осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему, усвоение знаний и представлений о здоровье и способах ведения здорового образа жизни. Данный процесс осуществляется, безусловно, с учетом индивидуальных возможностей и способностей ребенка. Необходимо учитывать способности и интересы детей, чтобы максимально привлечь их к данному роду деятельности. Помимо этого, театрализация решает ряд других немаловажных задач. В научном исследовании Ю.В. Мельникова говорит о том, что театрализованные игры позволяют раскрывать эмоциональную сферу ребенка [3]. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Тем самым педагог может развивать желание вести и здоровый образ жизни на основе примеров для подражания. Приобщение к основам здорового образа жизни с помощью театрализованной деятельности может проходить не только через двигательный материал, но и участие ребенка в театрализованных представлениях, отражающих различные аспекты здоровьесбережения. Анализ литературы позволил определить виды театрализованной работы, позволяющей выполнять задачу здоровьесбережения:
С.Л. Гончарова отмечает, что театрализованная деятельность обладает достаточно большим потенциалом формирования основ здорового образа жизни ребенка. Это объясняется тем, что она стимулирует развитие ряда психических процессов, способствует усвоению способов укрепления и сохранения здоровья [1]. М.Д. Маханева также подчеркивает роль театрализации в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, предлагает сочетать театрализацию с другими формами работы, а также выделяет значимость в приобщении к данному процессу взрослых (педагогов, родителей) [2]. Таким образом, театрализованная деятельность раскрывает большие возможности для приобщения детей дошкольного возраста к основам здорового образа жизни. Важным является создание необходимого методического сопровождения, подбор оснащения и разработка плана мероприятий. Именно дошкольный возраст позволяет сформировать основы здоровья и здорового образа жизни, которые окажут влияние на развитие ребенка. Список литературы
|