Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Театральные занятия
Автор: Воронова Карина Ивановна   
30.12.2023 13:37

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Образовательная среда переживает постоянные изменения, но в то же время сохраняет ряд основ и задач, которые стоят перед ней. Так, важной задачей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ежегодно является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». Значимым является вопрос о необходимости применения всех имеющихся средств и ресурсов для развития творческих способностей детей, особенно перед ступенью начального образования.

 

Дошкольный возраст — наиболее сенситивный период, который определяет большие возможности в становлении личности ребенка. Именно на данном этапе закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития дошкольников. Важно в данном возрасте начинать раскрывать и творческий потенциал детей, их способности, черты характера. Наиболее полно реализовать данные задачи стало возможным в творческой деятельности, одной из которых в дошкольном учреждении является театрализация.

В ходе развития творческих способностей детей дошкольного возраста можно добиться эффекта благодаря проведению комплексного анализа, включению разнообразных средств и методов в театрализованной деятельности, что является актуальным в различных психолого-педагогических аспектах.

На сегодняшний день, к сожалению, вопросу значения развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности уделяется недостаточное внимание. Решить данную проблему можно путем включения в образовательный процесс последовательных и систематических приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, а также с помощью учета индивидуальных особенностей старших дошкольников. Это подтверждается в рамках научных исследований. Многие исследователи считают театрализованную деятельность эффективным средством формирования творческих способностей дошкольников и посвящают вопросу свои труды.

Вопросам развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы таких педагогов, как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Радынова, А.В. Бакушинский, Б.М. Неменский, Л.B. Школяр и др. Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности раскрыли Никифирова Л.В., Банных Е.М., Мазурчук Н.И., Брагина Л.С. и др.

В.А. Сухомлинский называет основными направлениями в развитии творческих способностей детей: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. В свою очередь понятие «креативность» в психолого–педагогической литературе чаще всего связывают с понятием «творчество» и рассматривают как характеристику личности [3].

В.А. Сластенин в учебнике педагогики интерпретирует понятие творческой способности следующим образом: «…под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения» [2].

Следует уделить внимание и основам творческой работы дошкольников. Р.С. Немов выделял, что творческая деятельность должна быть связана с открытием нового [1]. Помимо этого, дошкольники должны не только приобретать новые знания, но и быть заинтересованными к данному процессу. Следующее условие, которое выделяет автор, заключается в том, что деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка. Таким образом можно добить положительного эффекта.

Необходимо взять во внимание важное условие, которое определяется тем, что театрализация должна соответствовать возрастным особенностям детей и их индивидуальным особенностям. Дети могут самостоятельно выбирать наиболее интересное для них направление и проявлять инициативу в решении ряда задач. Педагогу важно направлять и контролировать процесс, давать своеобразный «толчок» к данной деятельности, подбирать соответствующие средства.

Театрализация позволяет развивать выразительность речи, эмоции, вербальное и невербальное общение и ряд других способностей. Как утверждал Б.М. Теплов, театрализованная деятельность является и важнейшим средством развития у детей эмпатии. Дети могут развить способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, учиться контролировать себя и принимать решение в определенных моментах [4].

Театрализация решает и воспитательные задачи. И данные задачи усиливаются разнообразием тематик данной работы. Театрализованная деятельность может удовлетворять различные интересы дошкольников, что является весомым преимуществом.

Таким образом, можно говорить о том, что театрализованная деятельность способствует развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения, самостоятельности, раскрытию творческих возможностей. Сама театрализованная деятельность – это и есть отдельный вид детского творчества. И при грамотном подходе можно добиться успеха в развитии творческих способностей дошкольников посредством театрализации.

Список литературы

  1. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – Москва: Владос, 1998. — 361 с.
  2. Сластенин В.А. Педагогика. — Москва: Педагогика, 2014. — 437 с.
  3. Сухомлинский В.А. Развитие творческих способностей детей. Санкт – Петербург: Сфера, 2002. — 285 с.
  4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Издательство Академии педагогических наук, 1947 – 334 с.
  5. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 69 с.
  6. Эльконин Д.Б. Детская психология. — Москва: АСТ, 2008. — 197 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год