Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Волшебный песок»
Занятия с детьми
Автор: Доронина Наталья Борисовна   
10.09.2025 13:01

«Волшебный песок»«Волшебный песок»

Сегодня хочу обратить Ваше внимание на очень привычный природный продукт, но такой важный в жизни детей – это песок.

Ещё Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для ребенка — куча песка».

Строя из песка, ребенок выражает мир своей души, полной фантазий и реальности. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие.

Мой опыт работы с детьми раннего возраста позволил мне выявить проблему:

  • у большинства вновь поступающих детей в детский сад отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук,
  • речь малыша малопонятная, не вполне соответствует возрастным нормам.

 

В соответствии с ФГОС ДО — «развитие у ребёнка крупной и мелкой моторики» — один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования».

Для решения такой проблемы я решила использовать то, что будет безопасно для детей и то, что будет ребёнку интересно, а именно экспериментирование с песком, рисование и игра на песке.

В процессе занятий с песком дети знакомятся с его свойствами, формируется умение действовать с разными предметами, у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.

Песок всегда есть под руками: на улице в песочнице, а в группе в центре дляэкспериментирования и специальном контейнере.

Знакомство со свойствами песка проходит на протяжении всего раннего возраста. Через познавательно-исследовательскую деятельность, используя сюрпризные и игровые моменты, приёмы тактильного обследования, знакомлю со свойствами сухого и влажного песка: сухой – сыпется, пересыпается, рассыпается, не лепятся формочки, влажный: плохо сыпется, мягкий, можно слепить любую форму.

Рисование на песке – это следующий этап работы, дети оставляют отпечатки на влажном песке ладошкой, тыльной стороной ладони, кулачком, подушечками пальцев, контурными формами, прорисовывают пальчиком, палочкой:

Например:

  • отпечаток ладошки – это солнышко, осьминог, ёжик с колючками;
  • точки 1-м пальцем или 2-мя пальцами – зайка прыгал, снежинки летят;
  • ямки кулачком – слонёнок или мишка пробежал;
  • штрихи пальцем или палочкой – это дождик, травка, иголки у ёжика;
  • полоски пальцем или палочкой – это дорожки, заборчик, стебельки цветочков;

круглые формы – это шарики, мячики, баранки, яблоки, тучки, цветы и многое другое.

Экспериментирование, рисование и игры с песком продолжаются на прогулке в песочнице. Дети используют ведёрки, лопатки, грабли, формы и игрушки для обыгрывания построек. Например: печём пироги на день рождения куклы, по дороге едет машина и т.д.

С возрастом постройки станут более масштабными, с большим количеством атрибутов.

В 2013 году в Швеции был изобретен кинетический песок, который в настоящее время широко используется во всем мире. Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Песок безопасен для детей, не вызывает аллергии.

Игры с песком помогают развивать:

  • мелкую моторику рук
  • тактильную чувствительность
  • творческое воображение.

Из кинетического песка можно строить объёмные формы, делать отпечатки на нём, рисовать пальцами и палочками.

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

Более сложным процессом является «Рисование песком». Ребёнку очень сложно взять песок пальцами, вначале он берёт его всей ладошкой, держит в кулачке и высыпает, разжимая кулачок. Вначале дети посыпают песком весь лист бумаги, на который нанесен клей, на часть листа. Стряхивая песок, получается рисунок. Например: друзья для зайки, мишки или мячик для игры. Когда дети освоят прием захватывания песка пальцами, песком заполняется только рисунок выполненный воспитателем карандашом и намазанный клеем. Например: шубка для зайки.

Усложнить рисование песком можно приемом рисования по контуру, когда дети дорисовывают элементы. Например: подарок на день рождения куклы, где дети дорисовывали шарик к нарисованной ниточке или бараночки к чаю.

Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что также способствует «становлению его инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год