Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЗИМОВЬЮ» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия с детьми
Автор: Инашевская Юлия Васильевна   
24.09.2025 16:48

ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЗИМОВЬЮ» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДИДАКТИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЗИМОВЬЮ» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Инашевская Ю.В., воспитатель ГБОУ Школа № 2109

(дошкольное отделение «Сказочный домик»)

В современном мире, коммуникация играет ключевую роль в успешной социализации и адаптации. Именно поэтому развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста приобретает особую значимость. Именно в период дошкольной жизни закладываются основы эффективного взаимодействия с окружающими, умения выражать свои мысли и понимать чувства других. В связи с этим, поиск и внедрение увлекательных методов обучения, которые бы способствовали развитию данных навыков, является актуальной задачей современности. В данной статье представлен опыт разработки и применения дидактической настольной игры «Путешествие к Зимовью», направленной на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Игра, основанная на знакомом сюжете русской народной сказки, предлагает интерактивный и захватывающий способ обучения, который мотивирует детей к активному общению, сотрудничеству и умению находить компромиссы. Данная игра разработана для детей 5-7 лет. Основная ее цель – познакомить детей с сюжетом русской народной сказки «Зимовье зверей», а также развить навыки успешной командной работы. В процессе игры детям потребуется собирать определенные ресурсы для постройки дома, а также выполнять задания в команде.

Скачать конспект

Карточка настольной дидактической игры:

Название игры: «Путешествие к Зимовью».

Возрастная группа: 5-7 лет.

Основа: Русская народная сказка «Зимовье зверей» (ФОП ДО).

Тип игры: Настольная, дидактическая, командная.

Компоненты игры:

Игровое поле: содержит 56 квадратов.

Фишки игроков и кубик: 5 фишек в соответствии с героями русской народной сказки (бык, свинья, гусь, петух, баран).

Дополнительный материал: Карточки ресурсов (камень, дерево, солома), карточки заданий.

Правила игры.

  1. Игроки выбирают фишки (бык, свинья, гусь, петух, баран) и ставят их на стартовую позицию.
  2. По очереди бросают кубик и двигаются по игровому полю.
  3. При попадании на специальную клетку игрок берет карту и выполняет задание или использует требуемый ресурс для постройки дома.
  4. На некоторых клетках могут находиться ловушки, под названием «Снежная буря», которые означают то, что игрок должен пропустить ход.
  5. Клетки с названиями «Волк», «Лиса», «Медведь» являются «опасными» для игроков, попадая на них, игроки делают столько же количество шагов назад.
  6. Игра продолжается, пока все игроки не доберутся до зимовья и не построят дом.

Описание игрового процесса.

Воспитатель (ведущий): «Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами читали русскую народную сказку «Зимовье». Кто помнит о чем эта сказка?» (ответы детей).

Воспитатель (ведущий): «Отлично! Какие вы молодцы. А кто из вас сможет перечислить всех главных героев сказки?» (ответы детей).

Воспитатель (ведущий): «Вы действительно молодцы! Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие и оказаться в самом настоящем Зимовье. Наша задача – всем вместе построить дом, совсем как в сказке. Для этого нам нужно будет стать одной командой, научиться договариваться друг с другом. Как думаете, справитесь?» (ответы детей).

Воспитатель (ведущий): «Возьмите свои фишки» (ведущий раздает участникам фишки).

Воспитатель (ведущий): «Первым будет бросать кубик самый младший герой, а далее мы пойдем по кругу, по часовой стрелке» (ребёнок бросает кубик).

Воспитатель (ведущий): «Мы оказались на клетке номер 4» (ребёнок делает шаг фишкой). «Ребята, посмотрите, Маша оказалась на клетке «Задание», это значит, она получается первое задание, но выполнить его можно только в паре или команде» (открывается карточка с заданием, в соответствии с которым воспитатель объединяет детей в мини-группу или пар для его выполнения).

Пример задания: «Послушайте названия всех животных из сказки и скажите, кого не хватает: Бык, петух, баран, лиса, волк» (дети дают ответ).

Воспитатель (ведущий): «Теперь следующий игрок делает ход» (ребёнок бросает кубик и двигает фишку).

Воспитатель (ведущий): «Посмотрите, Федор оказался на клетке «Ресурс». Давайте посмотрим, что нам нужно для постройки дома?» (ребёнок вытаскивает вслепую карточку «Ресурс»).

Воспитатель (ведущий): «Отлично, наш ресурс камни, это будет фундамент нашего дома. Пусть Федя выберет двух ребят, с которыми вы сохраните этот ресурс и в конце игры сможете построить фундамент для дома» (дети распределяются на мини-группу).

Воспитатель (ведущий): «Теперь ход третьего игрока. Ангелина попадает на клетку номер 6 «Снежная буря». А значит, надо переждать пока не стихнет вьюга, и пропустить ход» (ребёнок пропускает ход).

Воспитатель (ведущий): «Четвертый игрок делает ход. Пётр оказывается на клетке номер 22 «Лиса». Это опасная клетка и чтобы дойти до финиша, надо убежать от лисы – вернуться настолько же ходов назад» (ребёнок возвращается на такое же количество клеток).

Таким образом, ход делают все игроки, пока не дойдут до финиша, или пока не закончатся карточки «Ресурсы» и карточки «Задания».

Воспитатель (ведущий): «Вот все мы дошли до финиша, выполнили задания и собрали все ресурсы. Теперь нам надо построить дом».

Дети вместе с воспитателем перемещаются к столу, где будут вместе строить дом для зимовья.

Воспитатель (ведущий): «Ребята, разделитесь на команды, согласно тому, какие ресурсы вы собрали» (дети делятся на мини-группы).

Дети распределены на три основные группы по карточкам «Ресурсы»: камень, дерево, солома.

Воспитатель (ведущий): «Молодцы ребята! Теперь, мы все вместе построим «Зимовье». Те, у кого есть карточки с изображением дерева, обменяйте их на материал для подстроки» (дети меняют карточки у воспитателя на материал, выполненный из дерева).

Далее все группы обменивают карточки «Ресурсы» на материал для постройки дома. Камни – для фундамента дома, деревянные бруски – для стен, солома –для крыши дома.

Воспитатель (ведущий): «Теперь все вместе давайте построим дома. Команда, у которой есть камни, вы будете строить фундамент для дома» (воспитатель помогает детям).

Пока одна команда строит фундамент, другие ребята в ожидании своей очереди могут поддерживать ребят, хвалить, подсказывать, как лучше расположить материал для постройки.

Воспитатель (ведущий): «Вот такой прекрасный дом у нас получился. А главное мы выполнили его все дружно, вместе, как одна команда. Ребята вам понравилось?» (ответы детей).

Воспитатель (ведущий): «А теперь пусть каждый поделиться, что в игре показалось самым лёгким и самым сложным. Давайте сядем в круг и поделимся друг с другом» (ответы детей).

Разработанная дидактическая игра сочетает в себе элементы и настольной игры-ходилки, дополнительных заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления и основы конструирования. Игра построена таким образом, что её успех, зависит от слаженных действий всех участников. Также игра позволяет развивать у ребят мотивацию к чтению, детям интересно оказать «внутри сказки» это стимулирует их к чтению и пересказу. Мы все знаем, как дети любят сказки, а возможность принять участие в одной из них согласитесь, делает игру еще очень интересной и заманчивой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год