ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЗИМОВЬЮ» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Занятия с детьми | |||
Автор: Инашевская Юлия Васильевна | |||
24.09.2025 16:48 | |||
Инашевская Ю.В., воспитатель ГБОУ Школа № 2109 (дошкольное отделение «Сказочный домик») В современном мире, коммуникация играет ключевую роль в успешной социализации и адаптации. Именно поэтому развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста приобретает особую значимость. Именно в период дошкольной жизни закладываются основы эффективного взаимодействия с окружающими, умения выражать свои мысли и понимать чувства других. В связи с этим, поиск и внедрение увлекательных методов обучения, которые бы способствовали развитию данных навыков, является актуальной задачей современности. В данной статье представлен опыт разработки и применения дидактической настольной игры «Путешествие к Зимовью», направленной на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Игра, основанная на знакомом сюжете русской народной сказки, предлагает интерактивный и захватывающий способ обучения, который мотивирует детей к активному общению, сотрудничеству и умению находить компромиссы. Данная игра разработана для детей 5-7 лет. Основная ее цель – познакомить детей с сюжетом русской народной сказки «Зимовье зверей», а также развить навыки успешной командной работы. В процессе игры детям потребуется собирать определенные ресурсы для постройки дома, а также выполнять задания в команде. Карточка настольной дидактической игры: Название игры: «Путешествие к Зимовью». Возрастная группа: 5-7 лет. Основа: Русская народная сказка «Зимовье зверей» (ФОП ДО). Тип игры: Настольная, дидактическая, командная. Компоненты игры: Игровое поле: содержит 56 квадратов. Фишки игроков и кубик: 5 фишек в соответствии с героями русской народной сказки (бык, свинья, гусь, петух, баран). Дополнительный материал: Карточки ресурсов (камень, дерево, солома), карточки заданий. Правила игры.
Описание игрового процесса. Воспитатель (ведущий): «Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами читали русскую народную сказку «Зимовье». Кто помнит о чем эта сказка?» (ответы детей). Воспитатель (ведущий): «Отлично! Какие вы молодцы. А кто из вас сможет перечислить всех главных героев сказки?» (ответы детей). Воспитатель (ведущий): «Вы действительно молодцы! Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие и оказаться в самом настоящем Зимовье. Наша задача – всем вместе построить дом, совсем как в сказке. Для этого нам нужно будет стать одной командой, научиться договариваться друг с другом. Как думаете, справитесь?» (ответы детей). Воспитатель (ведущий): «Возьмите свои фишки» (ведущий раздает участникам фишки). Воспитатель (ведущий): «Первым будет бросать кубик самый младший герой, а далее мы пойдем по кругу, по часовой стрелке» (ребёнок бросает кубик). Воспитатель (ведущий): «Мы оказались на клетке номер 4» (ребёнок делает шаг фишкой). «Ребята, посмотрите, Маша оказалась на клетке «Задание», это значит, она получается первое задание, но выполнить его можно только в паре или команде» (открывается карточка с заданием, в соответствии с которым воспитатель объединяет детей в мини-группу или пар для его выполнения). Пример задания: «Послушайте названия всех животных из сказки и скажите, кого не хватает: Бык, петух, баран, лиса, волк» (дети дают ответ). Воспитатель (ведущий): «Теперь следующий игрок делает ход» (ребёнок бросает кубик и двигает фишку). Воспитатель (ведущий): «Посмотрите, Федор оказался на клетке «Ресурс». Давайте посмотрим, что нам нужно для постройки дома?» (ребёнок вытаскивает вслепую карточку «Ресурс»). Воспитатель (ведущий): «Отлично, наш ресурс камни, это будет фундамент нашего дома. Пусть Федя выберет двух ребят, с которыми вы сохраните этот ресурс и в конце игры сможете построить фундамент для дома» (дети распределяются на мини-группу). Воспитатель (ведущий): «Теперь ход третьего игрока. Ангелина попадает на клетку номер 6 «Снежная буря». А значит, надо переждать пока не стихнет вьюга, и пропустить ход» (ребёнок пропускает ход). Воспитатель (ведущий): «Четвертый игрок делает ход. Пётр оказывается на клетке номер 22 «Лиса». Это опасная клетка и чтобы дойти до финиша, надо убежать от лисы – вернуться настолько же ходов назад» (ребёнок возвращается на такое же количество клеток). Таким образом, ход делают все игроки, пока не дойдут до финиша, или пока не закончатся карточки «Ресурсы» и карточки «Задания». Воспитатель (ведущий): «Вот все мы дошли до финиша, выполнили задания и собрали все ресурсы. Теперь нам надо построить дом». Дети вместе с воспитателем перемещаются к столу, где будут вместе строить дом для зимовья. Воспитатель (ведущий): «Ребята, разделитесь на команды, согласно тому, какие ресурсы вы собрали» (дети делятся на мини-группы). Дети распределены на три основные группы по карточкам «Ресурсы»: камень, дерево, солома. Воспитатель (ведущий): «Молодцы ребята! Теперь, мы все вместе построим «Зимовье». Те, у кого есть карточки с изображением дерева, обменяйте их на материал для подстроки» (дети меняют карточки у воспитателя на материал, выполненный из дерева). Далее все группы обменивают карточки «Ресурсы» на материал для постройки дома. Камни – для фундамента дома, деревянные бруски – для стен, солома –для крыши дома. Воспитатель (ведущий): «Теперь все вместе давайте построим дома. Команда, у которой есть камни, вы будете строить фундамент для дома» (воспитатель помогает детям). Пока одна команда строит фундамент, другие ребята в ожидании своей очереди могут поддерживать ребят, хвалить, подсказывать, как лучше расположить материал для постройки. Воспитатель (ведущий): «Вот такой прекрасный дом у нас получился. А главное мы выполнили его все дружно, вместе, как одна команда. Ребята вам понравилось?» (ответы детей). Воспитатель (ведущий): «А теперь пусть каждый поделиться, что в игре показалось самым лёгким и самым сложным. Давайте сядем в круг и поделимся друг с другом» (ответы детей). Разработанная дидактическая игра сочетает в себе элементы и настольной игры-ходилки, дополнительных заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления и основы конструирования. Игра построена таким образом, что её успех, зависит от слаженных действий всех участников. Также игра позволяет развивать у ребят мотивацию к чтению, детям интересно оказать «внутри сказки» это стимулирует их к чтению и пересказу. Мы все знаем, как дети любят сказки, а возможность принять участие в одной из них согласитесь, делает игру еще очень интересной и заманчивой.
|