Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Подвижные игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста».
Занятия с детьми
Автор: Хадеева Ольга Алексеевна   
24.11.2025 11:57

«Подвижные игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста».«Подвижные игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста».

Методическая разработка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Тополёк» станицы Фастовецкой муниципального образования Тихорецкого района.

Хадеева Ольга Алексеевна старший воспитатель.

Организуя проведение подвижных игр с высоким и низким уровнем двигательной активности, педагог может достичь следующих целей:

  1. Помочь детям ощутить единение с другими.
  2. Показать детям, что значит уважение.
  3. Развить в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим.
  4. Развить в детях чувство юмора.
  5. Помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.

 

Содержание разработки представлено системой подвижных игр с высоким и низким уровнем двигательной деятельности.

В системе представлены 25 игр, отражены цели каждой, указан минимум дидактического материала, который может потребоваться в процессе проведения игр. Также указано методическое обеспечение игр, то есть источник, в котором можно найти описание той или иной игры, условия ее проведения и возрастную направленность. Подобранные подвижные игры чрезвычайно просты и не требуют специальных условий.

Основная цель игр – отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.

Общее правило – общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д. в каждую игру введет язык «условных сигналов» — физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.

Какова же роль педагога? Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывает, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой.

После ознакомления детей с содержанием игр и их практического использования в указанной последовательности, как педагог, так и сами дошкольники могут самостоятельно использовать их в своей деятельности.

Система использования подвижных игр для старшего дошкольного возраста

«Знакомство»

Цель: Развитие партнерских взаимоотношений.

Материал: Аудиозапись спокойной музыки.

Инструкция: Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберите того ребенка, которого вы хуже всего знаете… Выберите себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, с кем он дружит, какой у него характер… Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями … (10 минут).

А теперь все повернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый представит группе своего партнера. Встаньте позади него, положите руки ему на плечи и расскажите все, что смогли запомнить. (в конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.)

Источник: Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.: Генезис, 2003. – с.24.

«Имя и движение»

Цель: Помочь ребенку почувствовать свою принадлежность к группе.

Материал: -

Инструкция: сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение – руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ребенок произносит свою фамилию и делает еще одно, но уже другое движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева (или справа).

Источник: Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.: Генезис, 2003. – с.23.

«Кто позвал?»

Цель: Развитие памяти, внимания; упражнение слухового анализатора.

Материал: -

Инструкция: Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?»

Ребенок, стоящий в кругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Источник: Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном и Д, 2000. – с.81.

«Мышь и мышеловка»

Цель: Снятие мышечных зажимов, повышение уверенности в себе.

Материал: -

Инструкция: Необходимое количество играющих – 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка. Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то, раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждение: Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке.

Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию. Например, «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его».

Источник: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – с.92.

«Сборщики»

Цель: Преодоление застенчивости, формировании е у детей желания общаться.

Материал: 25-30 мелких игрушек, коробка или корзинка для каждой пары участников.

Инструкция: Масса всевозможных мелких предметов разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того. Как все предметы собраны, каждая т ройка подсчитывает число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка.

Источник: Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.172.

«Компас»

Цель: Элиминация (исчезновение) импульсивности и развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

Материал: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки.

Инструкция: Дети выстраиваются друг за другом «паровозиком» и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий «компас» идет самый первый с открытыми глазами по комнате, меняя направление. Од должен вести группу, чтобы все находились в безопасности. Успешность выполнения упражнения зависит от каждого участника. В роли ведущего поочередно могут быть все играющие. В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в роли ведущего и в роли ведомого.

Источник: Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2002. – с.97.

«Торт»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

Материал: Небольшой коврик или одеяло.

Инструкция: Положите ребенка на коврик. Вокруг него сверстники. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт. Один участник – мука, другой – сахар, третий – молоко, четвертый – масло и т.д. Взрослый – повар. Сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя или пощипывая его. Необходим сахар – он «посыпает» тело, и немного соли – чуть-чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар «замешивает «тесто», хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: и мука, и сахар и другие – тоже дышат, как тесто. Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивым, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника упражнения вкусным кусочком, если самому «торту» не жалко. Большая часть торта достанется родителям и друзьям.

Замечание: Следите за выражением лица «торта», оно должно быть довольным, смех только поможет упражнению. Вместо «торта» можно готовить все, что угодно ребенку – курицу, блины, компот и т.д.

Источник: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия.

«Поводырь»

Цель: Развитие чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.

Материал: Повязка на глаза.

Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями

Источник: Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.50.

«Иголочка и ниточка»

Цель: Развитие внимания, координации движений.

Материал: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки.

Инструкция: Участники игры становятся друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Источник: Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном и Д, 2000. – с.82.

«Дракон кусает свой хвост»

Цель: Сплотить детей, помочь почувствовать других.

Материал: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки, шапочка дракона.

Инструкция: Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост ( «не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.

Источник: Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Гном и Д, 2000. – с.82.

«Дотронься до…»

Цель: Развитие сплоченности, внимания, ориентировка в окружающем.

Материал: -

Инструкция: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до … синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников на одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание: взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Источник: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – с.76.

«Клеевой дождик»

Цель: Развитие сплоченности группы.

Материал: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки.

Инструкция: Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть широкое «озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

Источник: Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность – Ярославль: Академия.

«Паровозик»

Цель: Гармонизация осознания имени

Материал: Аудиозапись веселой, ритмичной музыки; шапочка «паровозик»

Инструкция: Дети сидят полукругом. «Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик к» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик чух-чух-чух», и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым «паровозиком», а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с «вагоном» продолжает движение по кругу, затем подъезжает к любому ребенку со словами: «Паровозик чух-чух-чух», и называет свое имя и имя своего «вагона».

Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Если «паровозик» ломается, то есть кто-то из дет ей забывает имя своего «вагона», то игру лучше начать сначала.

Источник: Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.: Генезис, 2003. – с.126.

«Рыбаки и рыбка»

Цель: Снятие страхов, повышение уверенности в себе.

Материал: Аудиозапись «Шум моря».

Инструкция: Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее. Но не меньше 6.

Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии. Берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивая по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2-3 раза.

Источник: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – с.103.

«Ракета»

Цель: Способствовать развитию самоуважения детей.

Материал: -

Инструкция: Детям предлагается «запустить в космос ракету». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой – он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно поднимаются, увеличивая громкость. Затем с громким криком «ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.

Источник: Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.: Генезис, 2003. – с.18.

«Ловись, рыбка!»

Цель: Развитие силы, ловкости, снятие мышечного напряжения.

Материал: Тонкая веревочка (1, 5 м) с короткой палочкой на конце по количеству участников.

Инструкция: Играющие привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой ( «рыбкой») на конце. Задача – как можно больше «наловить рыбок», то есть наступить на волочащуюся по земле палочку и оборвать ее. Игрок. Потерявший «рыбку», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наловит «рыбок» и, ловко увертываясь, сохранит свою.

Источник: Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996 – с.155.

«Старенькая бабушка»

Цель: Развитие чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу.

Материал: -

Инструкция: Дети становятся у стены парами. «Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки (дедушки) очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (им завязывают глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в кабинет врача ( «стулья у стены»). Ведущий показывает, как можно поддержать бабушек (дедушек), как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям больше всего понравилось быть и почему.

Источник: Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М.: Генезис, 2003. – с.133.

«Пошли письмо»

Цель: Развитие адекватной самооценки, умения общаться со сверстниками невербальными средствами.

Материал: Фуражка или сумка почтальона.

Инструкция: Играющие дети стоят в кругу. Крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет «перехвачено».

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

Источник: Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.120.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: Развитие адекватной самооценки, слухового внимания.

Материал: Повязка на глаза, колокольчики по количеству участников.

Инструкция: Водящему завязывают глаза. Кто-то из детей группы крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом можно произносить скороговорку типа:

- На чем стоишь?

- На мосту.

- Что ешь?

- Колбасу.

- Что пьешь?

- Квас.

- Ищи мышей, а не нас!

После этого дети разбегаются. В руках у каждого ребенка колокольчик. «Жмурка» должна поймать детей, ориентируясь на звук их колокольчика. Поймав ребенка «жмурка» отгадывает, кто это. Важно, чтобы в этой игре осуществлялась постоянная смена ролей.

Источник: Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность – Ярославль: Академия развития, 1997. – с.119.

«Слепой полет»

Цель: Развитие умения взаимодействовать в тесном контакте друг с другом.

Материал: Повязка на глаза, маленькое шерстяное одеяло, мел или цветной скотч.

Инструкция: в начале нашей игры я хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и хотел он приземлиться на аэродроме. Ночь была очень темная, и света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления полет амии был в это время сын авиадиспетчера – Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подошел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направлении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.

Я хотела бы вам предложить игру, в которой будет все точно так же. Один из вас будет Чарли, а другой Летчиком, ведущим самолет ночью на посадку. Пилот надевает повязку на глаза. Чарли командует самолетом, направляя его от одной стороны помещения к маленькому одеялу, лежащему на другой стороне. «Посадочную полосу» мы разметим липкой лентой. Чарли руководит самолетом только таким образом, что говорит, куда надо лететь. Часть из вас может встать справа, а часть – слева от «взлетно-посадочной полосы». Вы будете Жилыми Домами и Деревьями.

Источник: Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.: Генезис, 2003. – с.73.

«Секрет»

Цель: Преодоление застенчивости, развитие умения общаться друг с другом.

Материал: Маленькие игрушки по количеству участников.

Инструкция: Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусину, брошку и т.п.), кладет на ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Замечание: ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

Источник: Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – с.71.

«Головомяч»

Цель: Развитие навыков сотрудничества.

Материал: -

Инструкция: Мяч среднего размера для каждой пары-тройки участников.

Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положит е мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.

Источник: Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.: Генезис, 2003. – с.79.

Мне в тебе нравится …

Цель: Формирование позитивной самооценки, умение видеть положительные качества друг друга.

Материал: Клубок мягкой пушистой шерсти или небольшая мягкая игрушка.

Инструкция: Дети садятся вместе с ведущим в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится…». Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно можно отметить цвет глаз, волос, дет аль одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост ( «не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок. Через несколько секунд (8-10) ведущий возвращает клубок соседу, сидящему справа (против часовой стрелки), со словами «А мне в тебе нравится…», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему.

Источник: Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с.79.

«Сколько нас?»

Цель: Развитие слухового внимания.

Материал: Повязка на глаза.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас хочет доказать нам, что он умеет очень хорошо и внимательно прислушиваться? Спасибо, Коля, встань, пожалуйста, в центр круга. Сейчас мы завяжем тебе глаза. Все остальные должны стоять так, тихо, чтобы было слышно, как муха пролетает. Сейчас я подниму руку. И по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к Коле, и становиться за его спиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место позади Коли. Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. Все остальные должны вести себя как можно тише, чтобы Коля смог расслышать самые тихие шорохи ведь он должен с закрытыми глазам и определить, сколько детей стоит у него за спиной. Если он угадает правильно, то мы все будем громко и восторженно ему аплодировать. А теперь я подам условленный знак. Поднимите руку и опустите, когда за спиной у водящего наберется достаточное, на Ваш взгляд, количество детей. Постарайтесь учитывать возможности водящего. Старшим дошкольникам трудно решать эту задачу, если у них за спиной стоит более пяти детей. Вопрос ребенку: Коля, как ты думаешь, сколько детей сейчас стоит за твоей спиной?

Источник: Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.: Генезис, 2003. – с.84.

«Птенцы»

Цель: Создание спокойной атмосферы в группе, концентрация внимания.

Материал: -

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, которая называется «Птенцы». Кто из вас хотел бы быть Птицей-мамой и Птицей-папой?

Птицы-родители идут к двери. Затем выбираются пять детей, которые будут Птенцами. Все опускают головы на руки, и Птица-мама приглашается обратно в группу. Один из птенцов очень тонким голосом пищит, остальные дети сидят очень тихо. Птица-мама идет вдоль круга и пытается найти своего птенца. Когда она обнаружит одного, она кладет руку ему на плечо и говорит: «Вот ты где!» Этот Птенец может поднять голову. Когда все Птенцы будут найдены, можно сыграть в эту игру еще раз.

Источник: Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Часть 4. – М.: Генезис, 2003. – с.24.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 44 (406) выйдет
29 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год