Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.
Здоровье
Автор: Захарова Ольга Герольдовна   
06.03.2022 22:41

Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является взаимодействие с семьей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Скачать конспект

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Значимую роль во взаимодействии с семьёй играет роль повышения правовой культуры родителей для усиления ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно — педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом: «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», я и строю своё общение с семьями воспитанников.

Взаимодействие логопеда и семьи – необходимое условие полноценного обучающего развития детей с ограниченными возможностями здоровья, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с овз, имеет целью:

  • оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка
  • помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду
  • создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка
  • формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с ОВЗ является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

В основе моей работы с родителями лежат следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком участвуют разные специалисты, такие, как психолог, музыкальный руководитель. При этом ведется не только наблюдение и консультации ребёнка специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи
  • принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуального маршрута развития
  • принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Родители и логопед являются равноправными партнёрами по коррекционному процессу. Они активные участники занятий, семинаров, практикумов. Точно так же отношения между мной и ребёнком, и родителями и ребёнком строиться по принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»
  • принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес. Я стараюсь постоянно поддерживать заинтересованность родителей в образовательной деятельности, в воспитании через наглядные, практические формы работы

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, что я четко организовала преемственность работы логопеда и родителей. Мы стали сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

  • Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач я разработала и реализовала на практике схему взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

Это наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей.

  1. Комплексные формы взаимодействия.
  2. Индивидуальные формы работы с семьёй.

Планирование работы с родителями отражено в одном из разделов годового плана, а также в еженедельном тематическом планировании занятий

После логопедического обследования, чтобы

поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы и здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей, я приглашаю родителей на индивидуальные беседы. Целью этих бесед является:

  • более близкое знакомство
  • сообщение результатов диагностики речи их ребенка
  • знакомство с планом индивидуальной работы, по устранению речевых нарушений.

В течение года особое значение приобретают беседы с родителями, (как индивидуальные, так и коллективные), где достаточно чётко и ясно я объясняю трудности, (которые возникают у ребёнка в процессе обучения) и как их преодолеть.

Наиболее продуктивными являются беседы в коллективной форме, которые я провожу по типичным вопросам, интересующих родителей: «Психофизиологические особенности речевого развития детей», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Причины речевых нарушений», «Левша в мире праворуких».

В начале сентября мною проводится первое организационное собрание, на котором обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий (график работы, формы проведения занятий), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи.

В организации родительских собраний мной, закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Я провожу их форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога) 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, логопеду, активно включиться в процесс воспитания детей. Большой эффективностью обладают собрания в виде нетрадиционных форм, тренингов, конференций, круглых столов, которые помогают привлечь интерес к совместной деятельности, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с развитием и обучением детей, познакомить родителей с игровыми методами и приемами при организации совместной деятельности с детьми в домашних условиях

Я установила партнерские отношения с семьями воспитанников, создала атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. На протяжении всех лет работы я стремлюсь к повышению грамотности родителей в области коррекционной педагогики, логопедии, пробуждение интереса и желания заниматься своими детьми, формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений. А для этого я привлекаю родителей к конкретным коррекционным мероприятиям: занятия — тренинги, практикумы, конкурсы с их ребёнком, в качестве активных участников коррекционного процесса.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

На этих занятиях у родителей так же формируются навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений, они знакомятся методами и приёмами коррекции и развития речи. Занятия-практикумы именно та “изюминка”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей

Для установления тесных партнерских отношений, общности интересов, сплочения детей и родителей логопункта, развития уверенности в своих силах совместно с воспитателями провожу различные конкурсы «Мы с прищепками играем — свои пальцы развиваем», «Веселые букашки», спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья»

Родителям нравится сотрудничество с детьми, поэтому это взаимодействие продолжается, углубляется и развивается в домашних условиях.

Эффективно познакомить родителей основными приёмами постановки звуков, объяснить выполнение заданий, показать те или иные игровые приёмы, используемые в работе с детьми, помогают открытые занятия, которые регулярно походят в рамках «Дня открытых дверей» в ДОУ.

Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Речевые уголки дают родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков. Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Развиваем мелкую моторику», «Как развить фонематический слух» и т.д.

Живой интерес и эмоциональный отклик вызывают у родителей регулярно выпускаемые памятки, буклеты, газеты «Уроки Звукознайкина» Эти издания повышают грамотность родителей в области обучения и воспитания детей, побуждают желание заниматься с детьми, знакомят с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формируют практические навыки воспитания детей.

Я успешно практикую в своей работе и такую нетрадиционную форму работы с родителями как презентация. Некоторые консультации и индивидуальные практикумы оформляются виде презентаций. У родителей возникает возможность не только увидеть презентацию в ДОУ, но и взять электронную, версию по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей, будущих воспитанников.

Мною создана библиотека игр и упражнений она является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимый материал, чтобы использовать его для индивидуальных занятий с детьми.

Неотъемлемой частью моей работы является анкетирование. При помощи анкетирования я узнаю особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка, анкетирование также даёт возможность оценить работу самого логопеда.

Привожу результаты анкетирования родителей. В ходе анкетирования были опрошены 22 родителя воспитанников логопункта выпуска 2019- 2020 учебного года.

Таким образом, из результатов анкетирования видно, что на конец года:

  • 86% — родителей довольны речью своего ребенка;
  • 81% — стали самостоятельно заниматься различными видами деятельности по развитию речи;
  • 90% — утверждают, что ребенок проявлял интерес к выполнению домашних заданий;
  • 100% — считают, что речь стала лучше;
  • 100% — положительно оценивают помощь логопеда;
  • 81% — считают, что ребенок стал более усидчивым, внимательным.
  • 100% — положительно оценили помощь, оказанную учителем-логопедом.

Привожу результаты анкетирования родителей. В ходе анкетирования были опрошены 23родителя воспитанников логопункта

выпуска 2019-2020 учебного года

Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным. Я считаю, что мене удалось пробудить интерес родителей к обучению и воспитанию детей, они стали активнее приобщаться к делам ДОУ. А я продолжаю искать новые формы работы с родителями, чтобы наш диалог стал более плодотворным и совершенным.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год