Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР»
Здоровье
Автор: Скворцова Наталия Викторовна   
07.04.2023 09:04

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР»Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР»

Автор: учитель-логопед Скворцова Наталия Викторовна

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Среди воспитанников с нарушениями речевого развития высок процент тех, у кого имеются проблемы в развитии общей и мелкой моторики, нарушение артикуляционных укладов, нарушение дыхания и голосообразования, что приводит к увеличению срока коррекции, трудностям в социализации дошкольников и адаптации к школьному обучению.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов.

В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в работу педагогов дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, а также просветительная деятельность среди родителей.

 

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в комплексной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, можно условно разделить на следующие виды:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, элементы су-джок терапии, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж).
  3. Коррекционные технологии: (Различные виды гимнастик — дыхательная, мимическая, артикуляционная, голосовая, элементы биоэнергопластики; логопедический массаж, фонетическая и логопедическая ритмика; технологии музыкального воздействия, психогимнастика).

В своей работе применяем дыхательную и артикуляционную гимнастику, элементы биоэнергопластики, пальчиковую гимнастику, Су-джок терапию, самомассаж, релаксацию, физкультурные минутки, элементы психогимнастики — формулы правильной речи.

Занятия начинаем с установок на правильную и красивую речь (элементы психогимнастики):

Говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии.

Самомассаж лица по лексической теме проводим в водной части занятия, чтобы настроить детей на работу. Массаж является важным средством оздоровления организма ребенка. Он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез, что положительно влияет на обмен веществ. Вызывает у детей приятные ощущения, бодрое настроение, побуждает к активности.

Приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для дошкольников 5-7 минут.

Самомассаж лица «Весна»

Мы весну встречаем Поглаживающие движения лба

от середины к вискам

С первыми лучами. Указ. пальцами от переносицы к крыльям

Они весело бегут, 4 пальца от носа к ушам

Звонко песенку поют. Круговые растирания по щекам

Первые капели Постукивающие движения по щекам

В полдень зазвенели.

Стал мороз весною слаб, Пощипывание подбородка ук. и бол. пальц

Снегу жарко: Указ. пальцами над верхней губой

кап, кап, кап. Указ. пальцами постучать под нижн. губой.

Неотъемлемой и очень важная часть логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц губ, языка, щек, мягкого нёба. Различают статические и динамические артикуляционные упражнения.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимы правильные движения щек, губ, языка. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

Артикуляционная гимнастика с детьми проводится с использованием зеркал. На индивидуальном занятии перед большим зеркалом, а на групповом занятии с настольными зеркалами. Артикуляционную гимнастику с детьми начинаем с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Для того чтобы повысить интерес детей к выполнению сложных упражнений, сделать ежедневные тренировки интересными и увлекательными, изготовлены картотеки артикуляционной гимнастики с картинками – символами упражнений, презентация «Артикуляционная гимнастика с Машей», «Логопедические ходилки-бродилки», артикуляционные игры с липучками «Снегопад», «Деревенька», артикуляционные тренажеры «Совунья», «Нюша», «Зебра Зина». Для родителей подготовлены буклеты с рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики, карточки с символами упражнений. Успешно применяются «Сказки о Весёлом язычке», включающие в себя целый комплекс упражнений и сказкотерапию, выполнение упражнений в стихотворной форме.

Пальчиковая гимнастика – это пассивные или активные движения пальцами рук. Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.

Этапы разучивания пальчиковых игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Упражнения сначала выполняются ведущей рукой ребенка, затем другой рукой и на двух руках одновременно.

Пальчиковую гимнастику я подбираю в соответствии с лексической темой.

Массаж пальцев рук проводим, начиная с большого пальца и до мизинца. Растираем сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаемся к основанию.

Детям очень нравится выполнять упражнения с Су-джок мячом. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Приемы Су – Джок терапии:

  • Массаж специальным шариком
  • Массаж эластичным кольцом

Движения могут быть различными — круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

В занятия включаю биоэнергопластику — интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

По данным ученых, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект на физическое и психическое состояние человека. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

Этапы работы:

  1. этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.
  2. этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.
  3. этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках-игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
  4. этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой под музыку

«В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!»

(запись отрывка песни «Учиться надо весело»)

В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки! (Блинчики, ладонь прямая)

По лесенке знаний шагайте смелей!

(Упражнение «Качели», движение ладони вверх- вниз)

Чудесные встречи и добрые книжки

(Упражнение «Часики», двигают ладонью влево — вправо)

Ступеньками будут на ней.

(Упражнение «Качели», за зубами, движение ладони вверх- вниз)

И песенка, и песенка

(Вкусное варенье, ладонью выполняют круговые движения вправо)

В дороге пригодится.

Учиться надо весело,

Учиться надо весело!

(Упражнение «Вкусное варенье», ладонью выполняют круговые движения влево)

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

(Упражнение «Лошадка», щелчки пальцами)

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Очень хорошо использовать в работе с такими детьми упражнения на релаксацию.

Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Особенно такие упражнения нужны детям с заиканием, запинками в речи.

Сначала вызывается расслабление рук, так как дети хорошо чувствуют мышцы рук и им легче ощущать это расслабление. Ещё больше поможет сопоставление напряжённости мышц рук с их расслаблением. На этом контрасте построено обучение расслаблению мышц рук, ног, затем туловища, шеи, мышц живота и речевого аппарата.

«На пляже». Упражнение для расслабления рук, ног, корпуса по контрасту с напряжением.

Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, руки и ноги поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Ноги и руки свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки — на колени)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены и рассла-а-блены.

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох. Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Для проведения дыхательных упражнений в кабинете имеется необходимое оборудование:

  • Игра — тренажер для дыхания «Веселые зверята»
  • Дыхательные игры: «Загони мяч в ворота», «Остуди чай», «Лыжники»
  • Воздушные мобили «Подуй на снежинку (листочки, птичку, бабочку)»
  • Тренажеры «Накорми кошку», «Накорми пчелку», «Прожорливый апельсин», «Клубничка», «Тучка».
  • Арома –сквиши апельсин и арбуз

Для того чтобы научить ребенка вдыхать носом, использую игру «Понюхай апельсин», «Ныряльщики». С ребятами, у которых запинки в речи, провожу на индивидуальных занятиях дыхательную гимнастику под музыку.

Отрабатывая правильное речевое дыхание, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
  2. губы при выдохе немного открыты ( «трубочкой»);
  3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
  4. не поднимать плечи;
  5. не надувать щеки при выдохе;
  6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
  7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
  8. выполнять упражнения в проветренном помещении, до еды.

Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • повысит результативность коррекционного — образовательного процесса.

У дошкольников развивается мелкая моторика рук, улучшается переключаемость движений, развивается координация движений рук, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма; формируется целенаправленная воздушная струя, увеличивается объем и сила воздушной струи, точность выполняемых движений улучшается, увеличивается объем артикуляционных движений, а следовательно улучшается звукопроизношение дошкольников.

  • сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Список литературы:

  1. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии [Текст] / В.М. Акименко: учебно-метод. пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 105с.
  2. Бушлякова, Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой [Текст] / Р.Г. Бушлякова. – Детство-Пресс, 2011. – 240с.
  3. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый игротренинг, сопряженная гимнастика [Текст] / авт. — сост. С.Н. Токарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 171 с.
  4. Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений [Текст] / О.И. Лазаренко. – М.Айрис-пресс, 2011. – 32с.: ил.
  5. Османова, Г.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений [Текст] / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. – Санкт-Петербург КАРО, 2018. – 88с.: ил.
  6. Османова, Г.А. Превращение ладошки: Играем и развиваем мелкую
  7. Османова, Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр [Текст] / Г.А. Османова. – СПб.: КАРО, 2014. – 160с.: ил.
  8. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса [Текст] / Е.А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2009. – 92с.: ил.
  9. Танцюра, С.Ю. Васильева, И.Н. Артикуляционная, дыхательная и речедвигательная гимнастика в условиях логопункта ДОО [Текст] / С. Ю. Танцюра, И. Н. Васильева. – М.Сфера, 2019.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год