ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА. |
Здоровье | |||
Автор: Воробьёва Ирина Анатольевна | |||
26.02.2024 20:24 | |||
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА. Будьте добрыми, если захотите; Неблагополучное состояние здоровья современного педагога — основная причина, побудившая взяться за данную тему. Педагог в России всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово “долг” является ключевым. Установлено, что труд педагога входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и он страдает от тех же проблем, что и остальные граждане. Однако есть в его деятельности своя специфика; во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье разрушающая, во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, так как молодежь все реже идет в педагогику, воспитатели, как и учителя, «постарели», от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса, поэтому проблема здоровья педагога заслуживает большого внимания. Статистические данные показывают, что ежегодно возрастают заболевания костно-мышечной системы, нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания. По показателям70% педагогов имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 54% — нарушения массы тела. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: после 10-ти лет работы более 35% педагогов; после 15-ти лет стажа – 40 %;после 20-ти лет – более 50 % педагогов. Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (сахарный диабет, язва желудка, ишемическая болезнь сердца, гипертония). К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: синдром хронической усталости; ларингит; миопия (близорукость); гиподинамия; остеохондроз. Причинами заболеваний являются: большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты, отсутствие стабильного режима труда и отдыха, сниженная двигательная активность, отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки, использование авторитарного стиля руководства, эмоциональная перенапряженность. 50% заболеваний – образ жизни педагога. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Ведь для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности. “Работа съедает”, происходит «выгорание», это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, хоть имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь о педагогах. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: большинство из нас проводят его дома, на грядках, ремонтируя школьные кабинеты, на все остальное нужны средства и немалые… В основе нашего психического и физического здоровья лежит социальное благополучие. Становится ясной такая схема: психическое здоровье — физическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие. Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать регуляторные, компенсаторные, защитные механизмы обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя. Проблема профессионального здоровья педагога в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Согласно известной поговорке «хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет». Так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплен конкретными действиями. Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке. Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…» Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:
Вопросов может быть гораздо больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, можно приобрести мотивацию к тому, чтобы быть здоровым. Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается психическим перенапряжением и стрессом. Существуют две основные причины, которые существенно разрушают здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой. Мировоззренческие причины: неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от своей работы и тем самым сохранить свое здоровье; неумение принимать жизнь такой “как она есть”, без критики и протеста; неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни; незнание того, что каждый из нас нужен на своем месте, нужен не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности; неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории. Психические причины: неумение противостоять стрессам; неспособность смеяться над жизненными неудачами; неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты; отсутствие навыка управления своими эмоциями; частое превышение своих психических возможностей. Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей: чтобы не болеть; чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям. Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни. Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их. Необходимо знать здоровье разрушающие эмоции: гнев, ярость, печаль, страх уныние, озабоченность, тревожность, грусть, отчаяние… Так же есть эмоцииздоровьесоздающие: интерес, удовлетворение, спокойствие, радость, нежность, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение… Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была работа, какая бы это была жизнь! Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять: упражнения для осанки; лечебно-оздоровительные упражнения: – упражнения для позвоночника; – упражнения для шейного отдела позвоночника. Необходимо следить за своим физическим здоровьем: режим труда и отдыха; соблюдение правил личной гигиены; полноценное питание– достаточный сон; занятия спортом. Соблюдать психоэмоциональное равновесие: любовь к себе; оптимизм; управление эмоциями; доброжелательное отношение к людям; позитивное мышление. Мои рекомендации: начинайте каждый день с чувством радости, поддерживайте это состояние в течение дня, ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы, прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти, относитесь к людям так, как вы хотелибы чтобы люди относились к вам, питайтесь регулярно и разнообразно, исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь, увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов, не переедайте на ночь, спите не менее 8-ми часов в сутки, занимайтесь физическими упражнениями, старайтесь больше бывать на свежем воздухе, любите свою душу и тело, старайтесь окружить их комфортом. Не надейся на Бога И не верь чудесам, Есть одна лишь подмога: Помоги себе сам. Литература:
http: //lib. sportedu. ru http: //www. history. ru
|