Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей дошкольного возраста с использованием офтальмотренажера «Волшебные символы» |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Чурикова Мария Валерьевна Биктимирова Татьяна Валадимировна Чащина Елена Александровна | |||
04.10.2023 07:59 | |||
Профилактика и коррекция зрительных нарушений у детей дошкольного возраста с использованием офтальмотренажера «Волшебные символы»
МБ ДОУ «Детский сад № 182» город Новокузнецк В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса. За последнее время появилось немало интересных методик и авторских разработок по здоровьесберегающим технологиям. И это яркое свидетельство тому, что проблема значима. Одна из методик работы российского ученого, врача офтальмолога и педагога — новатора Базарного Владимира Филипповича. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения психосоматического здоровья детей, направленны на профилактику и снятие зрительного и психогенного утомления, а так же стрессов у дошкольников.
Исследованиями установлено: чем в большей степени дети и взрослые работают в режиме ближнего зрения, тем в большей степени нарастает моторный хаос зрительного сканера. В этих условиях для наложения ритмов глаза и руки дети и взрослые вынуждены всё больше и больше напрягать всю мышечно–моторную систему тела, а так же сближать руку с глазами (головой). А это сопровождается напряжением и истощением энергетического потенциала, а также различными временными и постоянными психогенными расстройствами. Так же установлено, что подобные состояния на начальных этапах можно снимать с помощью прослеживания за волнообразными линиями удалёнными от глаз. Полученные научные факты позволили разработать методику энергетической активации и синхронизации высокочастотных ритмов в зрительно-ручном контуре — методику зрительно–вестибулярных тренажей с помощью схемы универсальных символов ( «СУС»). Исследования выявили: наибольшую эффективность несёт в себе «СУС» если он изображён на потолке в максимально возможных размерах. Цвета каждой траектории должны быть строго соблюдены. Взяв за основу схему Базарного В,Ф., мы осовременили ее светографическим экраном, модернизировали в работе с детьми ОВЗ, сделали интересной, привлекательной для дошкольников. Офтальмотренажернаправлен на коррекцию вторичных нарушений у детей с ОВЗ, развитие зрительного восприятия, профилактику и снятие зрительного и психогенного утомления у детей и сотрудников ДОУ. Светографический экран с элементами цветовой светотерапии состоит:
Неоновый свет это яркое, но мягкое свечение, не раздражающее зрение; он меньше, легче, экологически безопасный (энегроэффективное освещениес УФ-защитой, идеально подходит для помещений). При изготовлении светографического экрана были соблюдены пропорции схемы, цвета в каждой траектории строго соблюдены. Задачи:
- Снятие мышечного напряжения, утомление глаз.
- Повышение позитивного настроя. Для решения поставленных задач следует выполнять упражнения по алгоритму:
Для работы с офтальмотренажером «Волшебные символы» мы разработали картотеку зрительных гимнастик в стихах, а также картотеку зрительно–вестибулярных тренажей, которые повышают интерес и мотивацию у дошкольников. Офтальмотренажер «Волшебные символы» используется, как в коррекционной работе с дошкольниками, так и для профилактики зрительных нарушений у детей и сотрудников ДОУ. Главным результатом нашей работы является укрепление здоровья детей как физического, так и психоэмоционального. Использование офтальмотренажера в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций у детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также снятие зрительного и психогенного утомления у детей и сотрудников ДОУ.
|