Зрительная гимнастика как компонент информационной образовательной среды в группе для детей с нарушением зрения |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Бердникова Галина Григорьевна | |||
19.10.2023 17:25 | |||
Зрительная гимнастика как компонент информационной образовательной среды в группе для детей с нарушением зрения МБДОУ детский сад комбинированного вида № 105 Г. Ангарск Иркутская область Бердникова Галина Григорьевна «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка с ОВЗ является среда, в которой он живёт, играет и развивается. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает создание современной информационной образовательной среды для развития, образования детей с ОВЗ, в том числе, с нарушением зрения. Информационная образовательная среда включает в себя комплекс образовательных, цифровых ресурсов, средств, обеспечивающих обучение и развитие детей, имеющих зрительные нарушения.
Изучив материалы ведущих специалистов в области тифлопедагогики и коррекции зрения детей – М. И. Земцовой, Л. И. Плаксиной, выявила актуальность использования зрительной гимнастики как компонента информационной образовательной среды в группе для детей с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием). По утверждению профессора Любови Ивановны Плаксиной, с которым я согласна: «Нарушение зрения при косоглазии и амблиопии может и должно быть устранено в ходе интенсивных тренировок и применения специальных средств, приёмов и методов коррекции». По мнению М. И. Земцовой, доктора педагогических наук, специалиста в области тифлопедагогики: «Коррекционно – развивающая работа, включающая использование специальных средств, технологий способствует развитию процессов компенсации, исправлению и восстановлению нарушенных функций зрения слепых и слабовидящих детей". Целью зрительной гимнастики является профилактика зрительных нарушений воспитанников. Задачи:
В нашем дошкольном учреждении зрительная гимнастика является важным этапом лечебно – профилактической работы зрительных нарушений у детей. Гимнастика проводится строго под моим руководством, руководством учителя – дефектолога и по рекомендации медсестры – ортоптистки, в соответствии с особенностями развития и зрительного диагноза детей, осуществляется мною с учётом возраста детей, а так же рекомендаций врача офтальмолога на определённом этапе лечения. В работе использую зрительные гимнастики по методикам Э. С. Аветисова, В. А. Ковалёва, которая включает в себя:
В младшем дошкольном возрасте эффективно использую комплексы с сигнальными метками, с применением стихотворных форм на занятиях и в индивидуальной коррекционной работе. Зрительная гимнастика с использованием сигнальных меток проводится мною следующим образом: в обозначенных углах групповой комнаты мы располагаем яркие объекты – зрительные метки (картинки с изображением предметов, геометрических фигур, цветов спектра). Дети поочерёдно по моему сигналу фиксируют взгляд на объекте (время фиксации 2 – 3 сек). данный вид гимнастики способствует снятию зрительного утомления, тренировке мышц глаза, избыточной нервной возбудимости. Включаю в работу тренажёр «Солнышко», по методике В. Ковалёва. Тренажёр представляет собой две рукавички тёмного цвета, с нашитыми кружками жёлтого цвета, размером 4 – 5 см. надев рукавички – тренажёр, развожу руки в стороны, затем начинаю поочерёдно сживать одну и вторую ладонь (10 – 15 сек интервал). Дети видят только одно «солнышко». Таким образом, они переводят точку взора с одной рукавички на другую, держа голову неподвижно. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить работу на современных зрительно – координаторныхофтальмотренажёрах (стендовых тренажёрах), использовать в коррекционной работе информационно – коммуникационные технологии – комплексы электронных зрительных гимнастик. Это связано с тем, что в этом возрасте значительно увеличивается зрительная нагрузка на занятиях по математике, развитию речи, в продуктивных видах деятельности. Методика использования стендовых тренажёров заключается в следующем: осуществляя перерыв на зрительную гимнастику, дети, по моей команде, не поворачивая головы, движением одних глаз, прослеживают траекторию движения объекта. Предлагаю переводить взор с одной метки на другую под движение точки лазерной, либо обычной указки. Скорость перевода взора не должна быть большой: за всё упражнение не должно быть более 12 фиксаций глаз. Продолжительность гимнастики варьируется в зависимости от общей зрительной нагрузки на занятии. Данный вид гимнастики позволяет тренировать глазные мышцы, стимулировать сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости. Одним из эффективных компонентов современной информационной образовательной среды являются информационно – коммуникационные технологии. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для работы педагога с детьми, в том числе коррекционной. Использование электронных зрительных гимнастик, наряду с традиционными методиками, способствует сохранению зрения, является частью комплексной коррекции зрения. Данный вид гимнастики провожу с детьми старшего дошкольного возраста. Использую электронную гимнастику в занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду (перед началом практической части занятия), в индивидуальной работе. При планировании комплекса гимнастики учитываю принцип усложнения: отработав вначале простые движения глазами: вправо – влево, вверх – вниз, круговые движения, зажмуривание, моргание, затем перехожу к использованию стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст так же нужно использовать вначале небольшой (до 4 – х строк), а затем переходить к более длинным. Подбирая картотеку электронной зрительной гимнастики, использую интернет – ресурсы, а так же, разработанные совместно с учителем – дефектологом, в программе PoverPointавторские гинастики. Работа с родителями. В современном цифровом мире родители детей сталкиваются с проблемой насыщенности деятельности ребёнка компьютерами, планшетами, телефонами, телевизором. При такой зрительной нагрузке наиболее актуальной становится проблема сохранения зрения ребёнка в домашних условиях. Задача состоит в том, чтобы мотивировать родителей к сохранности зрения детей. В рамках взаимодействия с семьями воспитанников мною организованы следующие мероприятия по непрерывной коррекционной работе с детьми, имеющими зрительные нарушения:
Результатом совместной работы с семьями воспитанников стало:
Применение зрительной гимнастики как компонента информационной образовательной среды в группе для детей с нарушением зрения способствовало развитию зрительного восприятия детей, общему оздоровлению зрительного аппарата воспитанников. Использование современной информационной образовательной среды в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ является перспективным направлением развития образования, применением методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Список используемой литературы:
|