Ефремова Оксана Васильевна - Учитель – дефектолог высшей КК Бояршинова Валентина Александровна - Воспитатель IKK МБДОУ №24 «Пчёлка» комбинированного вида г.Бердск, Новосибирской области
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская. Цели деятельности педагогов:
Учить детей сравнивать природные явления в разное время года, продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; замечать красоту природы и отражать её в своих ответах; помочь усвоить слова, обозначающие предметы, действия, уточнить и расширить словарь по теме «Лето и осень»; учить детей различать фрукты и овощи на ощупь и называть их; систематизировать знания детей о лете и осени; продолжать развивать зрительное внимание, память, умение составлять целое из частей; привлекать детей к созданию сюжетных композиций; продолжать развивать фонематический слух, умение различать звуки окружающей действительности; совершенствовать умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, продолжать развивать умение работать коллективно. Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок выражает положительные эмоции при прослушивании стихотворений и проведении музыкальной игры; делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о лете и осени при рассматривании картинок с сезонными приметами; активно и дружелюбно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; сопровождает игровые взаимодействия речью, поддерживает беседу; способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Материалы и оборудование: 2 берёзовых листочка (зелёный и желтый), бумажные осенние листочки и цветы, индивидуальные сумочки для листиков и цветов, пазлы («Лето», «Осень»), чудесный мешочек, муляжи овощей, фруктов и ягод, аудиозапись «Звуки природы», маска медведя, 2 магнитных набора «Одень куклу», 2 листа А 3 с изображением вазы. Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворений, пословиц и примет об осени и лете. Ход занятия. Игровая мотивация. Воспитатель приглашает всех детей на ковёр и показывает два берёзовых листочка: один жёлтый, второй зелёный. Воспитатель. «Ребята, я сегодня по дороге в детский сад нашла эти листья. Как вы думаете, почему они упали с дерева?» Ответы детей. Воспитатель. «Верно, их сорвал сильный ветер, ведь уже наступила осень. А вы хотели бы ещё чуть-чуть погостить у лета? Давайте его позовём. Воспитатель и дети: «Лето! Лето! Уходить не торопись, на минутку к нам вернись!». В группу входит Лето (дефектолог). Лето. «Здравствуйте, дети, вы меня звали? Я очень тороплюсь, боюсь, как бы моя сестра Осень не обиделась». Осень (воспитатель). Здравствуй, сестрёнка, не волнуйся, можешь немного задержаться и поиграть с нами. Лето. С удовольствием! Осень. «Ребята выучили красивые стихи, знают интересные приметы про нас с тобой, и сейчас их расскажут». Дети по очереди рассказывают стихи о лете и об осени и определяют, о каком времени года был прочитан стих. Каждый ребенок получает от Осени – осенний лист, а от Лета - цветочек. На протяжении всего занятия дети получают за выполненные задания листочки и цветочки. Лето. «Молодцы, ребята, вы рассказали много примет, а теперь найдите их на карточках – картинках». Дети складывают разрезные картинки и называют получившееся время года и изображённую примету. Осень. «Пазлы вы складываете великолепно, а загадки отгадывать умеете?». Ответы детей. Осень. «Мы с Летом вам сейчас будем загадывать загадки, а отгадки нужно будет найти в чудесном мешочке». Осень и Лето по – очереди читают загадки про овощи, фрукты, ягоды. Проводится игра «Чудесный мешочек». Лето. «А у меня для вас припасены ещё другие загадки. Загадки – звуки. Послушайте внимательно и скажите, что или кто издает такой звук». Проводится игра «Отгадай звук». Дети слушают аудиозаписи: шум ветра, кузнечик, пение птиц, пчела, медведь и отвечают на вопросы: какой ветер летом и осенью; стрекочет ли осенью кузнечик и почему; сравните пение птиц летом и осенью; можно ли услышать жужжание пчелы осенью. В конце последней звуковой загадки «Медведь» проводится физминутка «Медведь и пчёлы». Лето. «Ребята, поиграем с медведем?». Один ребёнок исполняет роль медведя, а остальные дети пчёлы. Лето. «Полетели пчёлки (пчёлки летают). Собирать с цветочков мёд (дети кружатся). Мишка- мишенька идёт (медведь направляется к ним). Мёд у пчёлок унесёт. Пчёлки, домой! Пчёлы: «Этот улей – домик наш, уходи, медведь, от нас!» Пчёлы гонятся за медведем и жужжат. Проводится игра «Подбери действие». Осень. «Молодцы, вы очень внимательные, наблюдательные, а знаете ли вы, что делают листья осенью?». (желтеют, опадают, летают и т.д.). - А что делает осенью дождь? (моросит, идёт, льёт, барабанит и т. д.). - Птицы, осенью что делают? (собираются в стаи, улетают, кричат и т д.). - Что делают осенью звери? (линяют, готовятся к зиме, делают запасы и т.д.). - Что делают осенью люди? (собирают урожай, делают заготовки, дети идут в школу и т. д. ). Лето. «Ребята, ваши подружки – куклы собрались на прогулку, одна пойдёт в гости к лету, а другая к осени, помогите им подобрать подходящую по сезону одежду». Проводится игра «Одень куклу». Осень. «Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестя И летят, летят, летят…»
«Ребята, давайте из ваших листиков составим осенний букет». Лето. «Я, Лето красное, я солнышком богато. Его цветы в моём венке горят. Цветы живые – это мой наряд».
«Давайте составим из ваших цветов летний букет». Дети выполняют коллективные аппликации: «Осенние листья в вазе», «Цветы в вазе». Осень. «Порядок свой имеет всё на свете: недавно лето вы встречали, дети. Теперь пришла осенняя пора на смену Лету». Лето. «До свидания, до встречи в следующем году!».
|