«Минем гаиләм» ООД с русскоязычными детьми подготовительной группы по обучению татарской диалогической речи. Программное содержание: продолжать учить детей понимать речь на татарском языке. Учить детей вести диалог на татарском языке с воспитателем, определять действия, признаки предмета.
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети заходят в зал (или в кабинет), постучав в дверь домика и ответив на вопросы. Игра “Кем анда? ”
Стук в дверь.
- Кем анда?
- Бу – мин, кыз. Софья.
- Софья, кил монда. Исәнме!
- Исәнмесез, Зөһрә Мөбәрәковна!
Игра продолжается. Последним заходит воспитатель группы.
- Исәнмесез, Надежда Ивановна!
- Исәнмесез, Зөһрә Мөбәрәковна!
- Хәлләрегез ничек?
- Әйбәт, яхшы.
- Надежда Ивановна, керегез. Безнең белән уйныйсызмы?
-Әйе.
Воспитатель по обучению татарскому языку обращается детям:
- Балалар, бездә бүген – кунаклар. У нас сегодня гости. Гость – кунак. Давайте, поздороваемся с ними? Исәнмесез, кунаклар! Хәерле көн! (дети здороваются).
Детям раздаются шапки с рисунками әби, бабай, әти, әни, малай, кыз, песи, эт.
Воспитатель по обучению татарскому языку:
- Мы сегодня поиграеи с вами в “Семью”. Балалар, без сезнең белән “Гаилә”булып уйнарбыз. Гаиләдә һәркемнең үз шөгыле бар. В семье каждый занят своим делом. Возьмите предмет, который пригодится вам: газету, игрушку, посуду. И попробуйте рассказать про свой предмет.
Игра “Сөйлә”- “Расскажи».
Карина. Бу – курчак. Курчак – матур, зур, чиста. Мин курчак белән уйныйм.
Миша. Бу – машина. Машина яшел, кечкенә. Мин машина белән уйныйм.
Эльдар. Бу – газета. Мин –бабай. Мин газета укыйм.
Софья. Мин – әни. Мин тәлинкә юам. Тәлинкә пычрак.
Витя. Мин – песи. Мин сөт эчәм.
Воспитатель по обучению татарскому языку:
- Рәхмәт, балалар. Бик матур сөйләдегез. Балалар, карагыз әле (мольбертка эленгән рәсемгә күрсәтеп), бу рәсемдә кем нишли?
Игра “Нишли? ”
- Әби нишли?
- Әби утыра.
- Әни нишли?
- Әни бәбине йоклата.
- Бабай нишли?
- Бабай газета укый.
- Малай нишли?
- Малай уйный.
Воспитатель по обучению татарскому языку обращаясь к воспитателю группы просит провести игру с пальчиками.
- Надежда Ивановна, әйдәгез, балалар белән бармак уены уйныйбыз!
- Яхшы!
Игра “ Бармаклар”.
Бу бармак – бабай,
Бу бармак – әби,
Бу бармак – әти,
Бу бармак – әни,
Бу бармак – мин,
Бу минем – гаиләм!
Воспитатель по обучению татарскому языку:
- Надежда Ивановна, балалар, әйдәгез, бергәләп табын әзерлибез! Давайте вместе на стол накроем, чтобы вечером все вместе поужинать!
Ситуационная игра “Накрываем на стол” – “Табын әзерлибез”.
Дети берут продукты, посуду, ставят стулья по количеству членов семьи. Диалоги ведутся на татарском языке употребляя знакомые слова. За игрой наблюдает и управляет воспитатель группы.
- Әни, сиңа нәрсә кирәк?
- Миңа ике тәлинкә, өч кашык кирәк.
- Малай, син урындыклар алып кил. Дүрт урындык. Бер кечкенә урындык кирәк.
- Кыз, син алма, виноград, банан ю.
- Яхшы, мин җиләк-җимешләр юам.
Воспитатель по обучению татарскому языку:
- Сез бик уңганнар, молодцы! Эш эшләнде, хәзер күңел ачсак та ярый! После работы можно и повеселиться, потанцуем?
Организованная образовательная деятельность заканчивается танцем “Без бик шома басабыз”. |