«Развитие эмоциональной сферы как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Содержание Введение 1. Теоретический аспект проблемы. 1.1. Сущность процесса социализации. 1.2. Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. 1.3. Роль и значение пения в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 2. Практическое применение певческих навыков как средства эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. 2.1. Диагностика развития эмоционального сферы дошкольника. 2.2. Основные формы, методы и приемы формирования певческих навыков детей, эффективность их применения в решении задач. Заключение Список литературы Введение В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации - процесс становления личности, т.е. способность жить в обществе и быть успешным. Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает и решает вопросы ранней социализации детей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что важнейшими задачами его являются формирование у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе. С самого раннего возраста ребёнок включается в систему взаимосвязи с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов “нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы” у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. В своей работе мы обратили внимание на необходимость формирования культуры чувств и эмоций детей средствами музыкального воспитания. Силу эмоционального воздействия исполняемой песни в своей музыкальной деятельности мы рассматриваем как одно из основных условий успешности педагогической работы. Пение расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, явлениях природы. Целью нашей работы по данной теме является формирование певческих навыков как фактора развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Цель работы обусловила необходимость решения задач: - изучить теоретические и методологические аспекты проблемы;
- создать условия для формирования и развития певческих навыков;
- определить эффективные формы, методы и приемы, для решения обозначенной проблемы.
Объектом исследования является социализация детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – пение как фактор развития эмоциональной сферы. Гипотезой послужило предположение о том, что формирование певческих навыков ведет к развитию эмоциональной сферы, являющейся успешным фактором социализации детей старшего дошкольного возраста. 1. Теоретический аспект проблемы. 1.1.Сущность процесса социализации. Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающие в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности. По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. В работах Л. С. Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. Б. Эльконина и других мы находим общие указания на то, что формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения. В результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Социализация обеспечивает объединение индивида с другими людьми; индивидуализация способствует его выделению по сравнению с другими, создает основание своей неповторимости, субъективности. Эмоционально ценностный компонент отражает отношение ребенка к себе в целом или к людям, является основой для проявления самоуважения, чувства собственного достоинства, самооценки и уровня притязаний. Самоуважение - это вера в собственные силы, возможности, это принятие себя, любви к себе. 1.2. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Общение людей является сложным и многогранным процессом. «Именно через других мы становимся самим собой» – отмечал Л.С.Выготский. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.). По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Эмоциональная сфера дошкольника важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья. В работах известных педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражникова и др. подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности. Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. 1.3. Влияние пения на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста. Развитие эмоциональной сферы может развиваться во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности). Значение певческой исполнительской деятельности трудно переоценить в личностном развитии ребенка. Пение расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы, влияет на развитие речи ребенка. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К. Д. Ушинский: «В песне, особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу… В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…». В своей деятельности мы делаем акцент на использовании рекомендаций ученых в области музыкального воспитания ( Н.А. Ветлугина, Б.М.Теплов и др.) и на необходимость формирования культуры чувств и эмоций детей средствами пения. Среди многих важнейших душевных, нравственных и умственных качеств и практических навыков вокально-хоровое пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению внимания, а это самым положительным образом сказывается на общей успеваемости ребят в школе. Вокальная, в том числе хоровая музыка, представляет собой синтез музыки и поэзии. Работа над художественным воплощением в пении содержания хороших стихов - богатейший источник познания новых чувств, мыслей, понятий и образов. Это также необходимая работа по культуре речи, ибо без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. И все это - объективные условия для накопления новых знаний, воспитания культуры ума, развития художественного вкуса, музыкальных способностей и освоения впечатлений окружающей жизни. Наблюдение за детьми в процессе работы показывает, что пение – один из самых любимых ими видов музыкальной деятельности, который может дать им очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального развития. Поэтому, делая вывод из всего вышесказанного, считаем, что формирование певческих навыков является главным условием развития эмоциональной сферы, что ведет к успешной социализации детей дошкольного возраста. 2. Практическое применение певческих навыков как средства эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. 2.1.Диагностика развития эмоциональной сферы дошкольника. Свою работу по названной выше теме, мы начали с исследования эмоциональной сферы детей нашего дошкольного учреждения. Для этого совместно с психологом в начале года нами проведена диагностика развития эмоциональной сферы 15 детей подготовительной к школе группы. Для обследования детей нами были использованы методики: «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, «Цветовой тест» М. Люшера, «Рисунок несуществующего животного» М.3. Друкаревич, помогающие выявить индивидуальные особенности эмоциональной сферы воспитанников, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов. Выбранные нами методики наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. По данным, полученным в ходе обследования, была построена диаграмма развития эмоциональной сферы детей. В результате диагностики мы получили общую картину развития эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы. Начало года: высокий – 18%; средний- 60%; низкий – 22% 2.2. Основные формы, методы и приемы формирования певческих навыков детей, эффективность их применения в решении задач. Основными формами организации нашей работы позволяющие наиболее эффективно и целенаправленно осуществить процесс формирования певческих навыков являются доминантные музыкальные занятия, праздники и развлечения и музыкальное образование в семье. Доминантные музыкальные занятия базируются на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников, и включают в себя различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен, именно, на развитие певческих навыков. Развлечения и праздники обогащают музыкальные впечатления и эмоциональную сферу детей, расширяют их представления об окружающем мире и взаимосвязи искусств. Развлечение формирует творческую активность детей, положительно влияет на интеллектуально-художественное развитие личности ребенка. Взаимодействие с родителями осуществляется в форме индивидуальных бесед, консультаций по вопросам организации песенного творчества в семье, открытых музыкальных занятий, конференций по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения наших задач, анкетирования, с целью выявления условий развития ребенка в семье и занятий-практикумов (знакомство с репертуаром, обучение совместному музицированию). Для успешной работы нами созданы необходимые условия, а именно: создана система работы по формированию певческих навыков у воспитанников, включающая, отбор музыкального материала, разнообразного по тематике; подбор методов и приемов воспитания и обучения, постепенного усложнения музыкального материала с точки зрения образного содержания, средств выразительности и формы; анализ результатов деятельности; психолого-педагогическая среда, способствующая всестороннему творческому развитию дошкольника; качественное техническое оснащение; предметно-развивающая среда, которая обогащает опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом. С целью обеспечения положительного и эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни ребенка в детском саду и дома мы объединили усилия воспитателей, специалистов и музыкального руководителя. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника и с наибольшей эффективностью использовать их возможности, включая в этот процесс осознанную заинтересованность родителей. Для успешной работы нами применяются следующие методы: - метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на музыку;
- художественно-практический метод связанный с двигательными реакциями и активными действиями ребенка в процессе его общения с музыкой воспроизведение музыки и передача переживаний, в разных формах исполнительской деятельности, таких как вокализация, чистое интонирование музыки, ритмические движения под музыку с пением, игра на музыкальных инструментах с песенным сопровождением;
- метод моделирования элементов музыкального языка, (виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы)
- метод пластического интонирования, - «свободного дирижирования» в процессе пения.
Для повышения интереса у детей к пению стремимся развивать певческие навыки во всех видах музыкальной деятельности: - исполнительская деятельность;
- игры с пением – развитие речевой активности и коммуникативности;
- пение в хороводе и танце - формирование правильной речи и предупреждение речевых дефектов;
- пение и музицирование - формирование у детей умения петь в ансамбле, слитно;
- речевые и пальчиковые игры - повышающие общий уровень организации мышления ребенка, развитие мелкой моторики.
- развлечения и праздники - где объединяются все виды музыкальной деятельности
Для развития и закрепления у воспитанников певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) стараемся использовать в работе самые разнообразные приемы: - приемы чистого интонирования;
- оздоровительные упражнения на тренировку дыхания;
- артикуляционные упражнения;
- «звучащие жесты»;
- «глиссандирование»;
- пение в «транспорте»
- приемы звукоподражания.
Оптимальное сочетание активных методов, приемов работы, правильный отбор содержания позволяют добиться прогнозируемых результатов. Одна из важных задач развития певческих способностей - это формирования ладотонального слуха. Здесь мы используем творческие задания: "Что ты хочешь, кошечка?", "Зайка, где бывал?" музыка С.Скребковой. На каждом занятии задания незаметно для детей, но постепенно усложняем путем внесения разнообразных атрибутов, иллюстраций, чтения стихов и т.д. Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляли детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - не маловажный фактор овладения вокальными данными. При внесении игровых моментов в пение способствует улучшению не только качества пения, но и создает у детей соответствующий эмоциональный настрой, желание петь, и что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, "зажимы". Работая над чистотой интонации, используем такие методические приемы: пение вполголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а...), по строчкам, по фразам, по рядам, "мальчики - девочки", по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как "в одну дудочку играем", первый куплет поем вслух, второй - про себя, пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы), пение на игру воображения ("кошечка болеет", "собачка лает", "коровка на лугу пасется"). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии, дети лучше себя слушают. На своих занятиях широко используем игры, хороводы с пением (сочетание слов, музыки и движения). Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, ребенок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным, в первую очередь, самому себе. Уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. С помощью музыкально-ритмических движений с пением успешно развивается подражание речи взрослого, речевая активность, коммуникативность. Использование таких игр и игровых упражнений значительно повышает развивающий эффект занятий. Еще одним видом музыкальной деятельности, активно применяемым в нашей работе, для формирования певческих навыков, является музицирование с пением. Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности влияет на развитие памяти, чувства ритма, помогает активизировать застенчивых детей. Говоря об итогах работы по названной выше теме, следует отметить, что повторная диагностика развития эмоциональной сферы воспитанников выявила следующее: количество детей с высоким уровнем эмоционального развития на конец года составило 40% (увеличение на 22%), со средним уровнем - 50%. Количество детей с низким уровнем, по сравнению с первоначальными результатами, уменьшилось на 12% и составило 10%. Результаты проведенной работы по данной теме показали, что формирование певческих навыков способствует развитию эмоциональной отзывчивости на песню, на выраженные в ней чувства и настроения. Специально организованная музыкальная деятельность дает возможность структурирования эмоционального мира, музыкальной сферы старшего дошкольника, формирует уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в сопереживании. В совместной деятельности опираясь на пример взрослого, дети приобщаются к культуре поведения, осваивают общечеловеческие и культурные ценности, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей. Ближайшей перспективой своей педагогической деятельности мы видим в разработке подходов к развитию эмоциональной сферы средствами пения у детей раннего возраста, т.к. полностью согласны с мнением психологов, что возраст от 2 до 5 лет - самый благоприятный для раскрытия заложенного в ребенке потенциала. Заключение Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения, нравственного и эстетического воспитания, инициативы, фантазии и творческих способностей детей. Помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, овладеть нормативными категориями, эталонами их проявления, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей. Повышает познавательные способности, оказывает на них организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей. Список литературы - Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. «Детство - пресс», 1999.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. -М.; Просвещение, 1981г.
- Ветлугина Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду – М., 1983.
- Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., 1961,1988.
- Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы, – М, 1980.
- Доронова Т.Н., Солосьева Е.В., Якобсон С.Г. и др. Воспитание, образование и развитие детей 6-7лет в детском саду: метод. руководство для работающих по программе «Радуга» – М: Просвещение, 2005.
- Метлов Н.А. Музыка-детям, - М.; Просвещение. 1985г.
- Макшанцева Е.Д. «Скворушка» сборник музыкально-речевых игр для дошкольников. Москва, Аркти – Илекса, 1998.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст] – Ярославль : Академия развития, 1997.
- Мерзлякова С.И. Куцакова Л.В., В мире прекрасного (программно-методическое пособие), - М., 2000
- Музыкальный руководитель (журнал).
- Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. – М: Просвещение, 1991.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. - М.: 1972г.
- Радынова О.П. Методы и приёмы музыкального воспитания
- Радынова О.П./Дошкольное воспитание. – 1994. - №6. [Текст].
- Тютюнникова Т.Н. Элементарное музицирование с дошкольниками / Авторские технологии, М.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. М.,2000.
|