Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Значение развития и формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Коммуникация
Автор: Коростелёва Лейла Ахмедовна   
08.08.2022 06:18

Значение развития и формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастаЗначение развития и формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

На современном этапе приоритетным направлением образования является реализация высокого уровня социально-коммуникативного потенциала личности ребенка как предпосылки его успешной адаптации и социализация в обществе. Основа этого изложена в новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации. программы формирования коммуникативных навыков у дошкольников.

Структура реализации одного из базовых приоритетов включает в себя игры, направленные на развитие заботы ребенка о другом, его достоинствах и опыте, общение друг с другом, помощь в реальном и игровом взаимодействии, невербальное обучение и вербальные средства общения.

Эффективность подходов заключается в организации образовательной деятельности, направленной на формирование коммуникативных навыков у дошкольников, как важного фактора их адаптации в социальной среде.

 

Немаловажную роль в данном процессе играют также принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильная организация методологии развития процесса способна дать эффективный результат. Существенную роль для оптимизации коммуникативного общения играет «постоянное общение ребенка с взрослым и детьми, предоставляющее ему возможности для социальной апробации, установления межличностного взаимодействия, познания себя и окружающих его людей»

Дети с развитыми коммуникативными навыками чаще, чем другие дети, идентифицируют себя как представителей человеческой цивилизации или своей страны. Их ценности обычно более адекватны общечеловеческим: например, стремление к миру, антивоенные чувства. Их восприятие мира обычно оптимистично и радостно. Они часто проявляют терпимость и дружелюбие по отношению к своим сверстникам других национальностей, религий и т. д.

Для развития таковых навыков нужен грамотный подход, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов-воспитателей.

Трудно представить современную жизнь без межличностных взаимодействий. Если вы не живете в пещере и не считаете себя отшельником, вы, вероятно, чувствуете, что общение требует особого подхода в определенных ситуациях. Успешное взаимодействие зависит от коммуникативной компетентности, культурного поведения и, конечно же, личных качеств. Именно поэтому развитие коммуникативных навыков требуется от каждого человека.

В возрасте от 3 до 7 лет нормы поведения закрепляются в мышлении ребенка. Он становится способным оценить свои разговорные навыки. Низкая коммуникативная компетентность дошкольников приводит к межличностным конфликтам и ощущению ребенком отчужденности, изоляции и ненужности. Именно поэтому одним из самых важных навыков, которые вам нужно привить своему ребенку с раннего возраста, является навык общения.

Для определения навыков рекомендуются и предлагаются следующие варианты тренингов и игр на развитие и определение коммуникативности:

1) Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки») (автор Е. О. Смирнова)

Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж. Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребёнка – для мальчиков – с обиженным мальчиком, для девочек – с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.

Инструкция:

  1. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?». Ответ ребёнка фиксируется в протоколе.
  2. Если ребёнок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задаётся следующий вопрос: «Чтобы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки) Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.

Обработка результатов:

В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности. Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:

  1. балл – уход от ситуации – ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь».
  2. балла – агрессивный выход – «всех прогоню», «побью», «расстреляю», «покусаю» и пр.
  3. балла – вербально оценочное решение – «скажу, что так нельзя», «скажу, что она плохо сделала», «объясню, как надо».
  4. балла – конструктивное решение – «найду других друзей», «построю новый дом», «починю куклу», «подожду».

Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа.

2) Игра «Разговор через стекло»

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

3) Игра «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год