Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРУШКА КАК КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТНО – ИГРОВОЙ СРЕДЫ
Игрушки своими руками
Автор: Гулушова Лилия Назировна Нугаева Гульнара Расимовна Жавикова Галина Анатольевна Юртова Светлана Геннадьевна Репникова Татьяна Викторовна   
24.04.2021 19:33

ИГРУШКА КАК КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТНО – ИГРОВОЙ СРЕДЫИГРУШКА КАК КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТНО – ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Основа развития маленького ребенка — крепкое здоровье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки: мяч, вожжи, кегли, обруч и др. побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить, т. е. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общений. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребенка — своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность. Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изображающие животных, утварь, технику и др. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать. Например, как сделать из конструктора тележку, чтобы ее колеса крутились, «как настоящие», как собрать башенку?

 

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включаете качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушка наряду с детской книгой — первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в ней эстетические переживания, прививает художественный вкус.

Признавая большое значение игрушек для развития детей, взрослые культивируют их: создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

Игрушки — специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Например, кукла — обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека: укладывают спать, кормят, купают, катают в коляске, переодевают и др. В детских играх кукла поет песни, танцует, принимает гостей. Таким образом, игрушка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия.

Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, — «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Вот девочка взяла куклу-малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т.е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: но каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка – любимый сынок в сюжетно — ролевой игре, а в театрализованной он превращается в медведицу Настасью Петровну.

Сюжетные игрушки

Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда названия – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она – источник разнообразных переживаний малыша. Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности. Особенно любимы ребенком куклы, изображающие детей. В последнее десятилетия появились куклы, вводящие в «тайны» взрослой жизни кукла Барби, кукла Вероника. Расширяется ассортимент атрибутики для игр с куклами: вновь появились кукольные дома, предметы обстановки и др.

Дидактические игрушки

Предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бабочки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим к игрушкам относиться: мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки забавы

Они представляют собой смешные фигурки людей животных: клоун, кувыркающейся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, повар, ловка пекущий блины и др. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будет в ребенке острою заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувства юмора. В часы досуга и отдыха такие игрушки помогают объединить взрослых и детей общим переживанием радости. Игрушки-забавы помогают воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, почему она двигается. Отсюда требование, чтобы игрушка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам относиться наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяется механически, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки

Предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка организованности. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитее координации движение блошки, волчки, серсо к, мячи, бильбоке, обручи. другие содействует развитее навыков бега прыжков, укрепляю мышцы ног, туловища, велосипеды каталки самокаты, самокаты, коньки, ролики, скакалки. Наконец, существуют спортивные игрушки предназначены для коллективных игр: настольный баскетбол, хоккей, пинг-понг.

Музыкальные игрушки

Предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством: пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки

Это куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хороши крупные надувные игрушки: сказочные персонажи, животные. Использование театрализованных игрушек требует определенного игрового оборудования: театральной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана – основы и крепящихся к ним фигурок.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки

Вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов: машины, механизмы, транспортные средства, с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.

Игрушки-самоделки

Изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «аистов», элементы декораций, маски, для сюжетно — ролевой игры – «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе игрушек лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения цели. Игрушки – самоделки дошкольник может изготовить из различных материалов неоформленных — бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт. Полуоформленные — коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы. Природных — шишки, желуди, ветки, солома, глина. Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учить ребенка жить и действовать».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год