Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нарушения поведения у детей с ОВЗ и коррекция посредством игры
Психология
Автор: Лосева Ю.С., Теплякова О.С., Худякова М.А.   
16.10.2021 23:11

Нарушения поведения у детей с ОВЗ и коррекция посредством игрыНарушения поведения у детей с ОВЗ и коррекция посредством игры

Лосева Ю.С., Теплякова О.С., Худякова М.А. МБДОУ «Детский сад №70», г. Тамбов

Различные категории воспитанников с ОВЗ имеют характерные особенности поведения и развития.

Поведение ребенка можно считать отклоняющимся в том случае, когда ребенок часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.

Психологи выделяют несколько видов поведения, требующих совместной работы психолога и педагога:

Демонстративное поведение. При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения.

 

Протестное поведение – негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слезы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчужденность. Негативизм, возникающий у детей, является результатом неправильного воспитания.

Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого.

Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни.

Агрессивное поведение. Агрессивным поведением называют целенаправленные и разрушительные действия выполняемые ребенком. Ребенок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе. Он наносит вред живым и не живым объектам, вызывает психологический дискомфорт окружающих людей, причиняет физический ущерб.

Инфантильное поведение. У инфантильного ребенка в поведении сохраняются черты, которые присущи более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребенок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований, при нормальном развитии физических функций.

Конформное поведение. Конформное поведение ребенка – это полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей. Основой конформного поведения являются непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «легкое заражение идеей».

Симптоматическое поведение. Симптомом называют признак болезни, болезненные проявления. Симптоматическое поведение ребенка – это сигнал тревоги, который предупреждает своеобразным образом, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка. Данное поведение характеризуется: нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю.

Причины отклонений в поведении: биологические и социальные.

Биологические: внутриутробные нарушения, патология родов, инфекции, травмы, пороки развития мозга.

Социальные факторы: макрофакторы (космос, государство, планета, общество, мир, страна), мезофакторы (регион, город, поселок, село). Эти факторы влияют как прямо, так и опосредовано через микрофакторы: семью, группы сверстников, микросоциум.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок получает огромные возможности для самовыражения, исследования собственных чувств и переживаний. Позволяет освободиться от эмоциональной напряженности и является оптимальным средством для решения как развивающих, так и коррекционных задач.

Карабанова О.А. говорит о важности игры в коррекции поведения ребенка. В игре ребенок начинает исследовать систему социальных отношений, правил поведения, норм, так как они в игровых условиях представлены детям в близкой наглядно-действительной форме. В игре малыш приобретает богатый и незаменимый опыт партнерских отношений, кооперации и сотрудничества. Ребенком усваиваются адекватные способы поведения в различных ситуациях. У ребенка развивается способность к произвольной регуляции поведения, которая основана на подчинение определенной системе правил.

Игры, направленные на коррекцию агрессии, повышенной возбудимости, истерического состояния, гиперактивного поведения:

1. Творческие, эмоциональные.

Рисуем пальчиковыми красками, делаем конфетти, слушаем музыку, подбираем ассоциации.

2. Игры с водой.

Переливалки, фонтанчик.

3. Игры с песком.

Дождь из песка, пересыпаем песок, песочное рисование.

4. Игры со снегом.

Снежный ковер, устроим снегопад.

5. Игры с крупами.

Прячем ручки, найди игрушку.

6. Игры с камешками.

Собираем камешки, разноцветные камешки.

7. Игры с предметами.

Землетрясение из кубиков, кто сильнее? детский футбол, бумажная битва

8. Игры, развивающие пластику.

Приседаем-утверждаем, а на красные нельзя, на пляже.

9. Музыкальные игры.

Извлекаем звук, танцуем, взявшись за руки, пушистая музыка.

10. Успокаивающие игры.

«Волшебное перо», «Клубочек».

11. Подвижные игры на развитие внимания.

«Запомни ритм», «Кто быстрее».

Игры, направленные на коррекцию робости, застенчивости.

1. Игры, повышающие самооценку.

«Я — смелый», «Я — ловкий», «Я- умный», «Царь горы».

2. Игры, на формирование навыков общения, взаимодействия

2. 1 Возьмите меня в игру.

2. 2 Тихо, громко, очень громко.

2. 3 Давай познакомимся.

2. 4 «Разноцветный букет».

Игры, направленные на коррекцию негативного поведения, упрямства.

1. Вербальные упражнения.

1. 1 Чего я очень не люблю?

  1. 2 Отвечаем только «нет».
  2. Художественные упражнения.
  3. 1 Рисуем левой рукой.
  4. 2 Море, небо, солнце.
  5. 3 Нарисуй наоборот.
  6. Коррекция музыкой и цветом.

В ходе работы могут возникнуть идеи других игр, главное действовать в интересах детей.

Литература

  1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  3. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. М.: Эксмо, 2019.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год