Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как научить ребенка не бояться сцены
Развитие речи у детей
Автор: Авдеева Наталья Борисовна   
06.03.2020 00:56

Как научить ребенка не бояться сценыКак научить ребенка не бояться сцены

Большинство людей мечтают о том, чтобы говорить ясно, ярко и убедительно. Современным детям уже с младшего возраста просто необходимо учиться, не бояться выступления на публике. Без этого умения нельзя рассчитывать на серьезные жизненные достижения. Если вашему ребенку предстоит участие в утреннике, конкурсе, другое выступление – как победить страх, как привлечь внимание зрителя и как его удерживать?

Причинами появления страха на сцене для детей являются следующие факторы:

  • негативное мнение сверстников,
  • неудачные попытки прошлых выступлений,
  • плохая оценка слушателями о проделанной работе,
  • излишняя застенчивость, запугивание.

Первопричиной большинства психологических проблем ребенка дошкольника являются необдуманные действия родителей. Начиная со старшего дошкольного возраста большое значение имеет утверждение среди сверстников. Каждый пытается в чем-то преобладать, показать свое «Я».

Значит, преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многочисленности его факторов, влияющих на психологическое состояние ребенка перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку не только взрослого, но и дошкольника.

 

Все мы очень индивидуальны, у каждого своя ситуация, поэтому нет одного решения и волшебной таблетки для всех. Хочу предложить вам несколько рекомендаций, которые помогали другим детям. Возможно, что-то подойдет и вам.

Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям.

Существует мнение, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.

Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились, и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить».

Ваша задача — помочь ребенку освоить навыки выступлений для него самого и его будущего, а не удовлетворить свои или бабушкины амбиции, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома (на улице; за сценой). Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать».

Необходимо хорошо знать материал, с которым предстоит выступать.

Чтобы дошкольник с желанием разучивал, отрабатывал вокальный или инструментальный номер, его нужно заинтересовать, т.е. замотивировать.

Есть дети, которые, получив от музыкального руководителя предложение готовить номер к выступлению, тщательно подходят к репетиции, но выйдя на выступление перед публикой, тут же все забывают.

Для пополнения опыта ребенка-дошкольника используются разнообразные ролевые игры ( «Экскурсовод», «Учитель» и др.), различные упражнения, направленные на развитие у детей психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), на обучение элементам саморасслабления и умения выражать эмоциональные состояния (упражнения психогимнастики, разработанные М.И. Чистяковой).

Очень эффективны в работе для преодоления сценического волнения театральные постановки, театральные этюды.

Например:

Этюды на выражение страха Лисенок боится (3-4 года)

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения:

поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз.

Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Упражнение выполняется под музыку горной реки.

Гроза (4-5 лет) За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската

грома ему становится страшно. Звучит музыка М.Раухвергера «Гром».

Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

Страх (5-6 дет) Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? Во время этюда звучит музыка Н.Мясковского «Тревожная колыбельная». Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

Ночные звуки (6-7 лет) Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в

лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь. Поднялся ветер. Деревья

8ромко скрипели и гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку показалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались

филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался

утонок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться. В

зале притемняется свет. Все дети, кроме ребенка-утенка. Изображают

деревья, коряги и пеньки. Из стульев можно сделать бурелом. Пока звучит

музыка Ф.Бургмюллера «Баллада», дети, не сходя со своих мест, принимают

угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.п.

утенок прячется в маленькой пещерке (под столом). Он собирается в комочек

и дрожит.

Когда перестает звучать музыка, включают свет. Этюд закончен. Все дети

подходят к ребенку-утенку, и по очереди слушают, как сильно и гулко бьется

у него сердце

Продумайте внешний вид. Одежда должна быть удобной и

привлекательной.

Успех выступления во многом зависит от того, как выйти. Хорошо

известно, что первое впечатление формируется в течение тридцати секунд.

Изменить его позже – намного сложнее, чем сразу произвести благоприятное

впечатление.

Нужно научить ребенка правильно выбрать позу для выступления. Ноги на

ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее

ширины плеч ( «ножки вместе»), вы почувствуете некоторую неустойчивость

- площадь опоры слишком мала. Если более ширины плеч, возникнет

ощущение развязности. Плечи и грудь расправьте. Подбородок чуть выше

линии горизонта. Глаза устремлены на публику.

4

Очень помогает практика выступления в семейном кругу. Это могут быть

воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый

готовит свое «выступление» перед зрителями: песенку, танец, спектакль

кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Это

не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться

с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом.

Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка

во всем.

И самое главное:

После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все,

где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда,

обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать,

чтобы вот тут, это звучало еще лучше?», «Я могла бы тебе как-то помочь,

чтобы здесь ты был еще более уверенным?».

Таким образом, сценическое волнение – естественная реакция на сам факт

выступления дошкольников перед зрителями. Нужно учитывать, что

сценическое волнение может иметь, в разных соотношениях, как негативные,

так и позитивные моменты, проявляться в различных формах и видах.

Наилучший случай, когда волнение вызывает в дошкольниках празднично -

приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Также важную роль играет

предрасположенность дошкольников к публичной деятельности, наличие у

него артистизма, или напротив, отсутствие соответствующих качеств и

свойств.

Музыкальный руководитель:

Н.Б. Авдеева

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год