Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Адаптация
Автор: Тайлашева Юлия Анатольевна   
27.12.2021 10:53

СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮСРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Тайлашева Юлия Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска

Исследуя научную литературу, удалось выявить способы работы педагогов в адаптационный период. В статье Т. Ю. Григорьевой «Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства» – рассказывается о системе мероприятий для снижения уровня тревожности, негативных проявлений, эмоционального напряжения у детей, родителей и сотрудников ДОУ в этот сложный период [2].

Родители приходят с детьми в детский сад. Педагоги составляют гибкий график посещения детей; подбирают игрушки для создания интереса к деятельности в группе и на улице; принимают детей по несколько человек, (дети остаются на определённое время и постепенно привыкают к условиям детского сада). Всё решается в индивидуальном режиме воспитателями. Введение в группу большинства детей в течение месяца становится возможным за счёт большой предварительной работе с семьёй. Работа с родителями – это направление работы, которое требует особого внимания.

 

Первую встречу со всеми родителями на собрании «В детский сад без слёз», на котором рассказываются условия содержания в ДОУ. Здесь поднимаются вопросы: значимость процесса адаптации и возможности решения; предупреждение (возможной) тревоги и нервного возбуждения от мамы к ребёнку; поднимаются вопросы питания; обговариваются моменты, облегчающие привыкание ребёнка к детскому саду, а какие – отягощают адаптацию; родители заполняют анкеты, по которым в дальнейшем прогнозируется степень адаптации детей, и определяются особенности семейного воспитания. На каждого ребёнка воспитатель заводит индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений (социальные контакты, питание, сон, эмоциональное состояние). Это позволяет отследить особенности привыкания ребёнка к новым условиям и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома. Кроме того лист даёт возможность информировать родителей о проживании ребёнком адаптационного периода, ориентировать их на активные взаимодействия.

В работе с детьми педагог использует: элементы телесной терапии (берёт ребёнка на руки, обнимает, поглаживает); предлагает ребёнку засыпать с игрушкой; рассказывает сказки; поёт колыбельные перед сном; использует игры в соответствии с возрастом и устанавливает правила в группе в игровой форме; создаёт у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы; создаёт развивающую среду, отвечающую всем потребностям детей и требованиям ФГОС [5].

В статье Е.В. Бондяевой, Н.В. Мыцык «Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей младшего дошкольного возраста в период адаптации» говорится о том, что лучшим средством для преодоления дезадаптации ребёнка к детскому саду является игра, поскольку она помогает отвлечь от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции. Игры в этот сложный период можно разделить на две группы: коммуникативные игры и игры на освоение окружающей среды [1].

К коммуникативным играм относятся:

  1. Общие хороводы. Они сплачивают детей в группе. Дают возможность каждому ребёнку побыть в центре внимания, сыграть ведущую роль. Примеры игр: «Раздувайся пузырь», «Карусель», «Мы на луг ходили», «Зайка серенький сидит», «Мы топаем ногами», «Затейники».
  2. Игры-забавы. Они снимают скованность детей, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В то же время они учат детей действовать согласованно, самостоятельно. Примеры игр: «Лови, лови», «Играем с мячом», «Куклы пляшут», «Догони мишку», «Мыльные пузыри».

По характеру эмоционального контакта взрослого с ребёнком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период можно разделить на две группы: невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и детей между собой. На более тесное невербальное сближение детей друг с другом направлены игры в кругу с обращением к партнёру. Это игры: «Возьми, отдай», «Передай улыбку», «Погладь ладошку». В них дети учатся видеть, чувствовать своего партнёра. На вербальное общение детей друг с другом и воспитателем побуждают игры-знакомства (игры-обращения). К таким играм относятся «Назови по имени». Активное вербальное общение воспитателя с детьми осуществляется и с помощью групповых подвижных игр, таких как: «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплятки», «Отгадаю, кто позвал».

К играм на освоение окружающей среды относятся:

  1. Игры-путешествия. Они направлены на освоение групповой комнаты, знакомство с персоналом детского сада и с его территорией, с другими воспитанниками. Примеры игр: «Поезд», «Мы гуляем», «Как пройти?».
  2. Игры с предметами. Они направлены на сенсорное развитие ребёнка и ориентацию в ближайшем окружении. Примеры игр «Чудесный мешочек», «Чьи вещи?».

Также большое внимание уделяется играм с песком. Основной принцип игры с песком – это создание стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, где он может проявить свою творческую активность. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и является прекрасным средством для развития ребёнка. При их проведении воспитатель следует таким правилам, как:

  1. Игры в песочнице проводить с подгруппой детей, особое внимание при этом педагог должен уделять детям с тяжёлой и средней степенью адаптации. Игры должны организовываться так, чтобы в данной подгруппе были уже дети, адаптированные к жизни в детском саду. Так как много игр новичок выполняет по подражанию или из любопытства.
  2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жёсткой структуры занятия, можно ориентироваться на желание детей продолжать игру, иногда продлевать время игры в песке, так как это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребёнка.
  3. Быть предельно внимательными и следить за реакцией ребёнка при работе с песком. В случае негативного обращения или усталости занятие должно быть ненавязчиво завершено.
  4. Вначале показать способы действия, а затем ребёнок самостоятельно должен повторять их. Не настаивать на чётком выполнении, так как взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребёнка.
  5. Для активизации внимания ребёнка в начале игры использовать стихотворение.
  6. Выведение из игровой среды. Поощрять участников игры и рассказывать о возможных последующих играх [3].

Ещё один способ, которым может воспользоваться педагог при работе с детьми в адаптационный период, раскрывается в статье С.М. Сиряковой «Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ».

Автор считает, что арт-терапия самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Основная её цель – гармонизация развития личности через способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создание продуктов искусства, творческой деятельности. Задачи данного метода – развитие, коррекция, воспитание и социализация личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребёнка, разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребёнка.

Игротерапия – это игры на знакомство, игры на общение, игры с предметами, игры по сказке, игры с песком и водой, игры с конструктором.

Изотерапия – это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисование ватными палочками; рисование песком.

Сказкотерапия – это инсценировка сказок; чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок [4].

Таким образом, проанализировав понятие «адаптация», я взяла в качестве рабочего определение А. Маслоу, где адаптация рассматривается, как динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой.

В ходе изучения научной литературы мной были выделены такие средства адаптации, как:

  • гибкий график посещения детей детского сада
  • адаптационные игры: общие хороводы, игры-забавы, игры-путешествия, игры с предметами

- арт-терапия: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия.

Литература

  1. Бондяева, Е. В. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей младшего дошкольного возраста в период адаптации / Е. В. Бондяева, Н. В. Мыцык // Молодой учёный. – 2019. – № 37. – С. 138 – 145.
  2. Григорьева, Т. Ю. Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства / Т. Ю. Григорьева // Молодорй учёный. – 2017. – № 47. – С. 50 – 53.
  3. Григорян, К. Н. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников / К. Н. Григорян // Молодой учёный. – 2014. – № 17. – С. 474 – 476
  4. Сирякова, С. М. Арт-терапия как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению / С. М. Сирякова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 16 – 18.
  5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. – Москва: Центр педагогического образования. – 2014. – 32 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год