Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия для детей старшей группы с использованием метода моделирования «Моя семья»
Праздник "День Семьи"
Автор: Яманова Светлана Анатольевна   
09.05.2022 10:08

Конспект открытого занятия для детей старшей группы с использованием метода моделирования «Моя семья»Конспект открытого занятия для детей старшей группы с использованием метода моделирования «Моя семья»

Подготовил: Яманова С.А., воспитатель старшей группы

Цель: создание условий для закрепления и расширения представлений детей о родственных связях в семье, социальном разнообразии семей на основе наглядных моделей.

Задачи

Обучающие:

  • Закреплять знания детей о членах семьи, их роде занятий.
  • Расширять представления детей о социальном разнообразии семей.
  • Закреплять умение соотносить знакомые образы с символами.
  • Упражнять в умении составлять рассказ на основе наглядных моделей.
  • Способствовать формированию умения согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях при составлении рассказа.

Развивающие:

  • Способствовать развитию наглядно-образного мышления.
  • Развивать познавательную активность, внимание, логическое мышление.
  • Обеспечить развитие речевой активности детей, обогащение словарного запаса детей.

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к членам семьи.
  • Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин «Моя семья», беседы о семье, разучивание пальчиковой игры «Кто приехал?», совместное составление мнемотаблицы «Моя семья», рисование «Моя семья», составление фотоальбома «Семья».

Материал и оборудование: ноутбук, СD диск с аудиозаписью, схемы-ребусы, геометрические фигуры (квадраты и круги красного и синего цвета, разного размера), мнемотаблица «Моя семья», материалы для продуктивной деятельности (листы белой бумаги, акварель, гуашь, кисти, карандаши, пластилин)

Ход занятия:

1. Вводная часть

Сюрпризный момент.

Дети обнаруживают в группе СD диск, просят воспитателя включить его. Звучит аудиозапись песни «Семья». Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, о чем эта песня?

Дети: О семье

Воспитатель: А что такое семья? (Ответы детей)

Воспитатель подводит итог: Правильно! Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого. Это самые близкие и родные люди. В семье могут жить люди разного возраста – и дети, и пожилые. Бывают семьи большие, а бывают маленькие – например, мама и ребенок, но все семьи объединяет то, что члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.

2. Основная часть.

Беседа «Состав семьи».

Детям предлагается вспомнить членов семьи, отгадывая ребусы (карточки-схемы)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вспомнить, кто является членами семьи, отгадав ребусы?

Ответы: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Речевая игра «Подбери словечко»

Воспитатель: Мы уже с вами говорили, что семьи бывают разные. Какая же у вас семья? Подберите как можно больше слов, характеризующих вашу семью.

Дети передают мяч друг другу и подбирают по очереди прилагательные, характеризующие семью, отвечая на вопрос «Семья, какая?».

Возможные ответы детей: семья дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, веселая, любимая, крепкая, активная, гостеприимная и т.д.

Предметно-схематическое моделирование.

Предлагаю детям обозначить каждого члена семьи определенной геометрической фигурой, учитывая при этом возрастную группу и половую принадлежность (геометрические фигуры и цвет: синий квадрат – мужской пол, красный круг – женский пол; размер геометрической фигуры: маленький – ребенок, средний – взрослый, большой – пожилой).

Воспитатель: Давайте вместе посмотрим фотографии ваших семей, которые расположены на столе, и попробуем с помощью наших условных обозначений (квадратов и кругов) составить схему к вашей семейной фотографии.

Воспитатель вначале составляет схему своей семьи, обозначая каждого его члена условно выбранными геометрическими фигурами и называя каждого. Далее составить схемы предлагается детям. При рассмотрении разнообразия вводятся понятия о больших, маленьких и многодетных семьях. Еще раз упоминается главная мысль о том, что размер и состав семьи не важен, а важно наличие любви и взаимопомощи между членами семьи.

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами/

Вместе мы одна большая, дружная семья / большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

Составление рассказа «Моя семья» по мнемотаблице

Воспитатель предлагает рассказать детям об их семьях, опираясь на мнемотаблицу, отражающую план рассказа: 1. Имя ребенка; 2. Состав семьи (перечисление); 3. Род занятий (И. О. членов семьи, где работают, чем занимаются); 4. Где живут; 5. Домашние животные; 6. Совместные дела.

Речевая игра «Кто какой?» (мячом)

Мама (какая) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа (какой) – строгий, умный, сильный:

Бабушка (какая) – старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка (какой) – старый, мудрый, седой:

Сестра (какая) – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.

Брат (какой) – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните, что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили? Какие схемы мы составляли? Какие бывают семьи? С помощью чего мы составляли рассказы о семье? Какие эмоции вы испытывали, рассказывая о своей семье?

Детям предлагается передать свои эмоции в продуктивной деятельности (материалы для творчества – на выбор детей).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год